Тема 20. Международная торговля

Раздел 4. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

1. Теории международной торговли. Первой теорией международной торговли можно считать теорию меркантилизма. Рассматривая золото как воплощение богатства, меркантилисты сделали вывод о том, что от международной торговли выигрывают лишь те страны, которые способны обеспечивать активный торговый баланс (положительный чистый экспорт, превышение экспорта над импортом), т.к. именно разница между стоимостью ввезенных и вывезенных товаров определяет, имеет ли место отток золота из страны или его приток в страну. Таким образом, хотя меркантилисты и видели в международной торговле основной источник роста национального благосостояния, но на практике рекомендовали проводить политику протекционизма, т.е. ограничения импорта, что, в конечном итоге, подрывало основы международной торговли вообще.

В противовес теории меркантилизма, теории преимуществ в международной торговле имели целью доказать, что международные торговые отношения выгодны всем участвующим в них странам, т.к. ведут к специализации и стимулируют конкуренцию, а, следовательно, и снижают издержки каждой страны на потребление. Теории преимуществ представлены теорией абсолютных преимуществ А. Смита и теорией относительных преимуществ Д. Рикардо. Теория абсолютных преимуществ исходит из того, что какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другие страны. До установления торговых связей между странами цены на товары в каждой различаются и определяются на основе альтернативной стоимости (издержек упущенной выгоды – доходов, которые могли быть получены от самой выгодной из отвергнутых альтернатив), что позволяет выявлять их абсолютные преимущества. Альтернативная стоимость – количество товара, которым жертвуют для производства дополнительной единицы другого товара. Выявленные абсолютные преимущества могут порождаться либо естественными факторами (особыми климатическими условиями, наличием природных ресурсов), либо могут быть приобретенными, т.е. обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства и т.д. Теория относительных преимуществ основана на предположении, что какая-либо страна обладает сравнительным преимуществом, если есть такой товар, производство которого будет более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных.

Дальнейшее развитие теории внешней торговли связано с именами шведских ученых Э. Хекшера и Б. Олина. Они исходили из того, что различия в сравнительных издержках между странами объясняются, во-первых, тем, что в производстве различных товаров факторы используются в разных соотношениях, и, во-вторых, тем, что обеспеченность стран факторами производства неодинакова. В соответствии с теорией Хекшера-Олина страны будут экспортировать те товары, производство которых требует значительных затрат относительно избыточных факторов, и импортировать товары, в производстве которых пришлось бы интенсивно использовать относительно дефицитные факторы. Таким образом, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные. Интенсивное использование фактора, например труда, в производстве какого-либо товара означает, что доля затрат на рабочую силу в его стоимости выше, чем в стоимости других товаров (обычно такой продукт называют трудоемким).

Относительная обеспеченность страны факторами производства определяется следующим образом: если соотношение между количеством данного фактора и остальными факторами в стране выше, чем в остальном мире, то этот фактор считается относительно избыточным для данной страны, и наоборот, если указанное соотношение ниже, чем в других странах, то фактор считается дефицитным.

2. Внешнеторговая политика государства, ее инструментарий. Конкуренция на мировом рынке и столкновения национальных интересов в международной торговле заставляют государства использовать имеющиеся в их распоряжении инструменты ре­гулирования внешнеэкономической деятельности.

Влияние государства на внешнеэкономические отношения может быть через: воздействие на цены (ценовые скидки и надбавки за экспорт и импорт), контроль объема потока товаров (введение или снятие ограничений на экспорт и импорт), регулирование обменного курса и т.д.

Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Внешнеторговая политика представлена комплексом мер, направленных на регулирование экспортно-импортных операций. Совокупность всех этих мер, приемов, форм воздействия на внешнеторговый оборот страны называется методом. В экономической и правовой литературе выделяют два метода: экономический и административный.

К экономическому методу относятся меры, связанные с использованием стоимостных категорий – кредитов, налогов, таможенных пошлин. Экономический метод включает стимулирование экспорта с применением таких инструментов, как, например, отмена экспортных пошлин/ обеспечение функционирования систем гарантий страхования экспортных кредитов. Одно из важнейших направлений поддержки экспорта, особенно товаров высокой степени обработки, связано с использованием мер налогового регулирования – возвратом НДС экспортерам. Экономический метод используется также при регулировании импорта, например, посредством ставок ввозных пошлин и различных их видов.

Под административным методом регулирования понимают систему организационно-правовых и специальных мер по ограничению, запрету и контролю за импортом или экспортом тех или иных товаров. Этот метод применяется посредством количественных ограничений, распределения квот и лицензий, экспортного контроля в отношении определенных видов товаров, установления государственной монополии на экспорт и/или импорт отдельных товаров. Особый порядок контроля существует в отношении продуктов военного и двойного назначения.

Между этими двумя методами регулирования внешней торговли имеется принципиальное различие. При использовании экономического метода окончательное право выбора импортного или местного товара сохраняется за потребителем, который руководствуется ценой, качеством или условиями поставки. При использовании административного метода нарушается рыночный механизм, сокращается ассортимент товаров и фактически насильственным путем предрешается выбор товара потребителем в пользу национальной продукции. В связи с этим в последние десятилетия либерализация международной торговли проявилась прежде всего в расширении использования экономического метода регулирования.

Существует два направления внешнеторговой политики:

Ø протекционизм ( обеспечение экономической безопасности), при этом используются методы – высокие таможенные тарифы; добровольное ограничение импорта, субсидирование экспорта;

Ø политика свободной торговли (защита экономики с помощью тарифных и нетарифных методов).

Регулирование ВЭД со стороны государства осуществляется с помощью широкого круга мер. Тариф – наиболее распространенная форма ограничения торговли, когда импортер должен заплатить другому государству определенный процент с мировой цены импортируемого товара. Тариф повышает цену товара для отечественных потребителей по сравнению с мировой ценой товара (см. рис.).

 
 


Установление тарифа на импорт товаров

Если мировая цена товара ниже его отечественной равновесной цены, то на местном рынке возникает дефицит этого товара (), который возмещается импортом (постольку, поскольку эти товары полностью взаимозаменяемы). Тариф на импорт повышает цену импортируемого товара на отечественном рынке по сравнению с мировой ценой товара. Следовательно, местные производители повышают его внутреннюю цену и в результате снижается его внутреннее потребление. Тариф позволяет местным фирмам работать менее эффективно и с более высокими предельными издержками, и он играет при этом роль субсидий отечественным фирмам. Импорт сокращается в результате увеличения отечественного производства товара и снижения величины спроса на него. Чистые потери потребителей от введения тарифа образует область (a + b + c +d), которая характеризует сокращение величины потребительского излишка.

Часть возросших платежей потребителей поступает теперь отечественным производителям в виде возросших прибылей от продаж (площадь а). Отечественные фирмы в импортозамещающих отраслях реализуют теперь свой первоначальный объем выпуска по возросшим ценам и получают дополнительную прибыль от прироста объема производства и реализации этой продукции по цене с тарифом. В данном случае происходит перераспределение дохода потребителей в пользу производителей, хотя определенные группы потребителей, которые владеют акциями фирм в импортозамещающих отраслях, могут получить возросшие доходы от введения тарифа.

Выигрыш производителей от введения тарифа на импорт не перекрывает потерь отечественных потребителей. Потери эти оказываются тем более существенными, чем сильнее оказывается общий импульс к повышению уровня цен и уровня инфляции, задаваемый введением торговых ограничений.

Тариф на продукт какой-либо отрасли является защитой не только по отношению к фирмам собственно этой отрасли, но и к отраслям, поставляющим данной отрасли сырье и материалы. Поэтому различают номинальный и фактический уровни защитного тарифа.

Фактический уровень защитного тарифа в отрасли – величина (в процентах), на которую увеличивается созданная в этой отрасли добавленная стоимость единицы продукции в результате функционирования всей тарифной системы. Если конечная продукция отрасли защищена более высокой пошлиной, чем ее промежуточная продукция, то фактический уровень защитного тарифа превысит его номинальный уровень.

Площадь (с) поступает в государственный бюджет и потому выступает в виде выигрыша государства, который равен величине импорта, умноженной на величину тарифа. Эти доходы являются трансфертом от потребителей в пользу государства, которое может использовать эти средства в соответствии с целями бюджетно-налоговой политики: на развертывание дополнительных социальных программ, на снижение подоходного налога, на увеличение заработной платы государственных служащих и так далее. Часть этих средств может быть, таким образом, возвращена потребителям, но часть их может оказаться безвозвратно потерянной в виде издержек, связанных с бюрократической деятельностью администрации и протаскиванием в парламенте тарифов, защищающих интересы отдельных групп, что особенно характерно для переходных экономик. Чистые потери национального благосостояния представлены областями (b) и (d).

В настоящее время использование тарифов при регулировании международной торговли становится все более проблематичным. Одной из главных причин такого положения дел является жесткий контроль за тарифными ограничениями со стороны международных организаций и, прежде всего, Всемирной торговой организации (ВТО), последовательно проводящих политику уменьшения уровня таможенных пошлин в международной торговле.

Существуют и другие обстоятельства, затрудняющие использование национальными правительствами тарифно-таможенного регулирования в протекционистских целях. В частности, общим недостатком стоимостных, или ценовых, методов регулирования является их косвенное воздействие на национальную экономику. Так, в ряде случаев иностранные экспортеры идут на выплату повышенного тарифа за счет понижения уровня собственной прибыли, искажая, таким образом, прогноз относительно объемов импорта. Кроме того, при импорте товара с низким уровнем эластичности (например, нефти) изменение тарифа может и не повлиять на объемы импортных поставок. Перечисленные недостатки таможенных пошлин привели к разработке и использованию альтернативных мер регулирования импорта, воздействующих непосредственно на количественные и стоимостные параметры поставок импортируемого товара.

Наиболее используемые нетарифные методы торговой политики делятся на количественные и финансовые.

Количественные ограничения представляют собой административную форму государственного регулирования внешнеторгового оборота, определяющую номенклатуру и количество товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Они включают: квотирование (контингентирование); лицензирование; «добровольное» ограничение экспорта.

Наибольшее распространение среди перечисленных выше количественных методов ограничений внешней торговли имеют импортные квоты, или количественное ограничение объема иностранной продукции, разрешенной к ввозу в страну за определенный срок. В чем импортные квоты предпочтительнее аналогичных тарифных ограничений?

1. Импортные квоты позволяют национальным производителям, опасающимся ценовой конкуренции с иностранными поставщиками, сохранить за собой определенную долю рынка без угрозы противоборства в ценовой конкуренции.

2. На макроуровне количественные ограничения дают возможность, жестко фиксируя объем импорта, прогнозировать величину валютных расходов страны.

3. Квоты предоставляют правительству большую гибкость и власть при осуществлении внешнеэкономической политики, тогда как повышение ставок тарифа регламентируется, как уже было отмечено, международными торговыми соглашениями.

4. Нуждающиеся в защите отрасли отечественной экономики также предпочитают квотирование импорта, поскольку добиться введения квоты им легче, чем введения или увеличения тарифа.

Основные термины

Теория абсолютного преимущества, теория сравнительного преимущества, теория Хекшера-Олина, избыточные факторы производства, дефицитные факторы производства, парадокс Леонтьева, торговая политика, тариф, демпинг, субсидирование экспорта, квота, протекционизм, свободная торговля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: