Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1) Борисов Л.Б. Микробиология, иммунология, вирусология. Издательство: МИА, 2005.
2) Воробьёв А.А. Медицинская и санитарная микробиология: Учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений / А.А. Воробьёв, Ю.С. Кривошеин, В.П. Широбоков. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
3) Воробьёв А.А., Быков А.С. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. -М.: Медицинское информационное агентство, 2003.
4) Воробьёв А.А. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Издательство: МИА, 2008.
5) Прозоркина Н.В., Рубашкина Л.А. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: учебное пособие для средних специальных медицинских учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 416 с.
Дополнительные источники:
1) Воробьёв А.А., Быков А.С., Бойченко М.Н. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учеб. для студентов мед. вузов. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Мед. информ. Агентство, 2006.
|
|
2) Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология и вирусология. Издательство: Спец Лит, 2008.
3) Лабинская А.С. Частная медицинская микробиология с техникой микробиологических исследований. Издательство: Медицина, 2005.
4) Лабинская А.С. Руководство по медицинской микробиологии. Общая и санитарная микробиология. Книга 1.Издательство: БИНОМ, 2008.
5) Покровский В.И., Поздеев О.К.Медицинская микробиология. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2007.
6) Журналы «Клиническая лабораторная диагностика», «Справочник заведующего КДЛ», «Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия»
7) Нормативные документы: СанПиН, ГОСТ, СП, МУК, приказы министерства здравоохранения Российской Федерации.
Интернет-ресурсы:
1) www.antibiotic.ru/cmac/ - журнал «Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия»
2) http://www.rg.ru - Российская газета
3) medgazeta.rusmedserv.com – Медицинская газета
4) http://www.fferisman.ru - Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана
5) http://collegemicrob.narod.ru - информационный медицинский портал.
6) "Medlinks.ru" - медицинский сервер. Подборка ссылок на ресурсы медицинские ресурсы.
7) Medscape - информационно-поисковый ресурс
8) http://www.consultant.ru/ - нормативные документы
9) www.garant.ru - нормативные документы и др.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИХ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
|
|
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 4.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных микробиологических исследований. | Оборудование рабочего места на различных участках работы: 1) отбор проб биологического материала, проб объектов внешней среды 2) прием и регистрация проб 3) посев на питательные среды 4) приготовление красителей, растворов химических веществ 5) приготовление мазков 6) окрашивание мазков 7) микроскопия препаратов 8) монтирование посуды 9) приготовление питательных сред 10) подготовка ингредиентов для постановки серологических реакций 11) мытье лабораторной посуды 12) подготовка приборов и аппаратуры к работе | Наблюдение в процессе проведения практических занятий. Разбор конкретных ситуаций. Наблюдение в процессе учебной деятельности. Зачеты по учебной практике и по каждому разделу МДК. |
ПК 4.2. Проводить лабораторные микробиологические и иммунологические исследования биологических материалов, проб объектов внешней среды и пищевых продуктов; участвовать в контроле качества | 1) Мытье лабораторной посуды 2) Подготовка посуды к стерилизации 3) Приготовление растворов красителей, химических веществ 4) Приготовление мазков из нативного материала, с жидких и плотных сред 5) Приготовление «висячей» и «раздавленной» капли 6) Окраска мазков простым и сложными способами 7) Микроскопия с иммерсионной системой, в темном поле, люминесцентная 8) Приготовление питательных сред, физиологического раствора 9) Оценка качества питательных сред 10) Посев проб биологического материала, проб объектов внешней среды на питательные среды 11) Культивирование микроорганизмов 12) Изучение культуральных свойств микроорганизмов 13) Определение сахаролитических свойств 14) Определение протеолитических свойств микробов 15) Определение окислительно-восстановительных ферментов 16) Определение ферментов агрессии 17) Определение чувствительности к антибактериальным препаратам различными способами 18) Фаготипирование, титрование фага 19) Постановка серологических реакций (РА, РП, РПГА, ИФА) 20) Работа с оборудованием: сухожаровой шкаф термостат дистиллятор биологический, стереоскопический, люминесцентный микроскопы рН-метр денсиметр центрифуга водяная баня гомогенизатор счетчик колоний прибор для отбора проб воздуха фильтровальная установка бактериологический анализатор иммуноферментный анализатор 21) Контроль качества лабораторных исследований | Оценка решения ситуационных /профессиональных задач. Разбор конкретных ситуаций. Наблюдение в процессе проведения практических занятий. Оценка решения тестовых заданий. Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Наблюдение в процессе учебной деятельности. Зачеты по учебной и производственной практикам и по каждому разделу МДК. |
ПК 4.3. Регистрировать результаты проведенных исследований | 1) Учет результатов микроскопического, культурального, серологического исследований 2) Заполнение лабораторной документации (бланк, журнал, дневник практики) | Оценка решения ситуационных /профессиональных задач. Разбор конкретных ситуаций. Наблюдение в процессе проведения практических занятий. Зачеты по учебной и производственной практикам и по каждому разделу МДК. |
ПК 4.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты | 1) Уничтожение микробных культур 2) Обезвреживание патологического материала 3) Приготовление растворов дезинфицирующих веществ 4) Дезинфекция объектов окружающей среды (рабочее место, перчатки, руки, лабораторная посуда, инструменты и др.) 5) Контроль качества дезинфекции 6) Контроль качества стерилизации 7) Контроль стерильности | Наблюдение в процессе проведения практических занятий. Оценка решения ситуационных /профессиональных задач. Разбор конкретных ситуаций. Зачеты по учебной и производственной практикам и по каждому разделу МДК. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
|
|
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -отсутствие опозданий и пропусков по неуважительной причине; качественная успеваемость; -активная работа во время практики; -заинтересованность в получении знаний, формировании умений и практического опыта. | наблюдение за обучающимся на практических занятиях, учебной и производственной практиках |
ОК 02. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - своевременное и качественное выполнение заданий; - адекватная самооценка результатов деятельности. | - наблюдение за обучающимся на практических занятиях, учебной и производственной практиках; -оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - инициативность и ответственность; - конструктивное решение проблемных ситуаций. | оценка результативности работы обучающегося при выполнении практических заданий |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - знание различных информационных источников и правил поиска информации; - умение найти необходимую информацию и правильно её интерпретировать. | оценка эффективности работы с источниками информации. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - умение подготовить и представить доклад, сообщение, результаты исследовательской деятельности с использованием компьютерной техники. | -оценка эффективности работы обучающегося с прикладным программным обеспечением; -оценка развития умения выступать перед аудиторией. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - отсутствие конфликтных ситуаций, возникающих по вине студента; - умение разрешить конфликтную ситуацию; - знание и соблюдение профессиональной этики. | наблюдение за обучающимся на практических занятиях, учебной и производственной практиках |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | - наличие таких личных качеств, как инициативность и ответственность. | -наблюдение за обучающимся на практических занятиях, учебной и производственной практиках; -оценка эффективности работы обучающегося в команде. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. | - умение определить жизненные и профессиональные идеалы и приоритеты; - наличие плана личного профессионального развития и его последовательное выполнение. | наблюдение за обучающимся на практических занятиях, учебной и производственной практиках |
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. | -изучение профессионально-ориентированных информационных источников; - умение отличить новое от традиционного. | наблюдение за обучающимся на практических занятиях, учебной и производственной практиках |
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | - проявление толерантности к представителям различных народов, религий. | наблюдение за обучающимся на практических занятиях, учебной и производственной практиках |
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. | - соблюдение общепринятых норм поведения; - ответственность за свои поступки и результаты деятельности | наблюдение за обучающимся на теоретических и практических занятиях, учебной и производственной практиках |
ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях | -умение оказывать первую медицинскую помощь при порезах, уколах, химических и термических ожогах, химических ожогах глаз, обмороках, поражении электрическим током и др. | наблюдение за обучающимся на практических занятиях, учебной и производственной практиках |
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности | - знание правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии и применение их в повседневной деятельности. | наблюдение за обучающимся на практических занятиях, учебной и производственной практиках |
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей | -отсутствие никотиновой, алкогольной, наркотической зависимостей; -регулярные занятия физической культурой. | наблюдение за обучающимся на теоретических и практических занятиях, учебной и производственной практиках |
ОК 15. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | -прохождение военной службы в Российской армии | наблюдение за обучающимся во время проведения учебно-воспитательных мероприятий |
|
|