Президента Российской академии образования

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ И ИСТОРИИИ

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

И ОБРАЗОВАНИЯ

НАУЧНЫЙ АЛЬМАНАХ

МОСКВА - 2011

УДК

ББК...

Ф...

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ

А.С. Запесоцкий (председатель совета),

О.Н. Астафьева, Г.И. Зверева, С.Н. Иконникова, В.М. Межуев,

В.В. Миронов, Л.М. Мосолова, В.М. Розин, В.С. Степин,

Ю.Н. Солонин, В.Е. Триодин, А.Я. Флиер

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

А.Я. Флиер (главный редактор),

Н.Г. Багдасарьян, И.М. Быховская, О.А. Жукова,

А.В. Костина, А.П. Краснопольская, Ю.М. Шор,

И.В. Устинова (ответственный секретарь)

Культурологическая парадигма: исследования по теории и истории культурологического знания и образования. Научный альманах. Вып. 1.– М.: Согласие, 2011. – … с.

Наше время отмечено существенным возрастанием роли культуры как фактора, детерминирующего социальную жизнь общества, стимулирующего социальную активность людей. В этих условиях особенную значимость обретает культурология – как наука, исследующая феномен культуры в качестве наблюдаемой реальности, как направление образования, использующая это знание в целях формирования социокультурной картины мира у учащихся, и как сфера управленческой работы по развитию социокультурного сознания людей, их национальной и иной идентичности, стимулирования их социально адекватного поведения и пр. Осмыслению возможностей культурологии в решении этих социальных задач и посвящается этот альманах.

© Согласие, 2011

© Коллектив авторов, 2011

Оглавление

Приветствие Президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова...

А.С. Запесоцкий. Культурология как отрасль научного знания (доклад на сессии Российской академии наук)............................................................................

От редактора...............................................................................................................

I. Культуроцентрический мир. Культурология как способ описания социальной реальности............................................................................................

А.Я. Флиер. Феномен культурологии (опыт новой интерпретации).....................

А.С. Запесоцкий, А.П. Марков. Современная культурология как научная парадигма.....................................................................................................................

В.М. Розин. Формирование, современные проблемы и методологический идеал культурологии.............................................................................................................

Э.А. Орлова. Культурология как научная и учебная дисциплина.........................

II. Культурологическая наука. Изучение культуры как традиции и культуры как тенденции.........................................................................................

А.В. Костина. Новые направления гуманитарного познания: тезаурусный подход...........................................................................................................................

Н.А. Хренов. Позитивистская тенденция в отечественной гуманитарной науке ХХ века и становление культурологического знания...............................................

О.Н. Астафьева. Научные школы и научно-исследовательские направления: коммуникативные стратегии их формирования в современном вузе....................

Н.О. Осипова. Методологические «леса» культурологии: в поисках выхода......

О.А. Жукова. Культурологический подход в освоении русской религиозно-фи­лософской традиции....................................................................................................

А.В. Малыгина. Текст как объяснительный принцип культуры: дискурсивный подход...........................................................................................................................

III. Культурологическое образование и культурология в образовании. Культурная идентичность и компетентность как социальные цели.............

А.И. Шендрик. Культуроцентризм как принцип реформирования российской высшей школы.............................................................................................................

Г.И. Зверева. Компетенции магистров культурологии: условия формирования и оценивания...................................................................................................................

Н.Г. Багдасарьян. Место культурологии в образовательном процессе.................

Л.В. Никифорова. Понятие компетенции глазами культуролога...........................

А.В. Костина, Г.П. Хорина. Настоящее и будущее культурологического образования..................................................................................................................

IV. Культурология в социальных практиках. Упорядочение мира с помощью культуры...................................................................................................

И.М. Быховская. Прикладная культурология в структуре научного знания и образовательной практики..........................................................................................

А.Я. Флиер. Культура как средство социального контроля и управления............

О.И. Горяинова. У истоков практической науки: структурно-функциональные модели в при­кладной культурологии.......................................................................

Авторы настоящего выпуска................................................................................
Приветствие

Президента Российской академии образования

Уважаемые коллеги!

Мы живем в очень сложное время, когда на наших глазах меняются основные технологии материального производства, меняет свою структуру и композицию общественное устройство, в большей или меньшей степени меняется система приоритетов в ценностных ориентациях людей и т.п. Все вокруг нас плывет, течет, расползается по одним швам и склеивается по новым. И более всего эти перемены отражаются на культурных параметрах нашей жизни, на основаниях нашей солидарности и символах идентичности. Кто мы? Почему мы продолжаем жить вместе? Что заставляет нас предпочитать одни формы социальных общностей перед другими, определенные типы взаимодействий перед прочими?

Как ответить на все эти вопросы в ситуации непрерывно меняющейся социокультурной картины мира?

Сегодня, как никогда раньше, становится важным знание о культуре и ее функциях социального интегратора и регулятора. Показательно, что на протяжении всего ХХ века значимость и востребованность наук о культуре неуклонно возрастала. Постепенно науки о культуре и их специфический ракурс взгляда на мир, его описания и осмысления стали наиболее универсальным и эффективным способом понимания и интерпретации особенностей той социальной реальности, которая нас окружает. Науки о культуре не заменили общественные науки в их объяснительной функции, но существенно дополнили их, описав многие факторы, существенно влияющие на социальное сознание и поведение людей – ценностные, символические, идентификационные и т.п.

На волне этого растущего социального влияния наук о культуре в последней трети ХХ века в России возникло новое направление знания – культурология. В отличие от иных гуманитарных наук культурология не занимается добыванием новой информации о культуре, о ее фактах, событиях, формах. Культурология обобщает такую информацию, поступающую от историков, филологов, искусствоведов и пр., и переосмысливает ее в целях получения нового объяснения актуальных социальных процессов. Именно в это время, когда знание о культуре переросло границы знания «для себя», знания о культуре как таковой, как самодостаточном феномене, появилась культурология как общественная наука, изучающая не столько саму культуру, сколько общество, увиденное, описанное и проанализированное сквозь призму его культурных проявлений.

Но ценность культурологии видится не только в этом, но еще и в том, что она стала специальной наукой, решающей задачу построения актуальной социокультурной картины мира в сознании человека, адекватной сегодняшним условиям социального бытия. Современная социокультурная картина мира во всем многообразии своих национальных, этнических, политических, конфессиональных, социально-функциональных, социально-статусных, этических, эстетических и прочих проявлений настолько сложна и настолько перегружена хаотичной информацией, поступающей к нам через СМИ, что неподготовленному человеку просто невозможно сколь-либо рационально систематизировать ее. Это делает культурология. На Западе эту функцию выполняет культурная антропология, давно уж переставшая быть только этнографией, изучающей племена Полинезии, а ставшая важнейшей наукой по изучению различных социальных процессов современного мира, особенно постиндустиального мира.

Из всего сказанного становится понятным, какое значение приобретает культурология в структуре современного образования и сколь она важна как ключевая дисциплина блока общегуманитарных дисциплин. В советский период задачу формирования социокультурной картины мира в сознании человека выполнял исторический материализм, который при всей своей идеологической ангажированности, тем не менее, вполне отвечал поставленным перед ним задачам. Сегодняшние задачи культурологии в этом смысле много сложнее. Она должна формировать не строго определенную картину мира, соответствующую господствующей идеологии, а показывать все многообразие вариантов этих картин, возможных и имеющих место в разных национальных, конфессиональных и иных культурных системах.

Казалось бы, зачем такие сложности? Но как еще можно жить и вести дела в современном мире, не будучи знакомым с культурной картиной мира китайцев, с социальными нормами и нравами мусульман, с обычаями индусов и бразильцев? Конечно, очень много информации по всем этим темам дает нам телевидение. Но телевидение не может научить нас видеть многие неявные социальные смыслы в обычаях, нормах, нравах разных народов, понимать их и уметь правильно на них реагировать. Оно не может изложить нам все это систематически. Это делает культурология.

Но культурология не только знакомит нас с чужими обычаями. Она разъясняет нам, кто мы сами такие, почему мы предпочитаем одно и отвергаем другое, как исторически получилось то, что мы именно такие, а не какие-то иные. Она формирует основания нашей собственной национальной идентичности. Разумеется, это делает не одна культурология, но еще и история, литература и ряд иных дисциплин. Но культурология делает это наиболее системно, наиболее аргументировано.

Понятно, что для решения этих очень сложных задач социализации населения в современных параметрах, овладения людьми необходимыми знаниями о культуре, осмысления ими оснований собственной идентичности и ориентации в актуальной социокультурной картине мира, нужно готовить соответствующих специалистов-культурологов. Именно они – на должном квалификационном уровне – смогут заниматься научными исследованиями в социокультурной области, работать преподавателями культурологии и будут способны использовать культурологическое знание в процессах общего социального управлении. Готовы ли культурологи, которых мы готовили на протяжении последних 20 лет, к решению подобных задач? Анализ практики трудоустройства культурологов, получивших специальное образование по действующим программам, заставляет усомниться в этом. А это значит, что нам предстоит серьезно модернизировать специальное культурологическое образование в сторону его большего содержательного соответствия стоящим перед ним социальным задачам.

Но нужно думать и о том, в каком направлении происходит развитие современной ситуации в образовании. Мне представляется, что мы стоим на пороге общего «культурологического переворота» в нашем образовании и программах социализации населения, определенной переориентации их на культурологическую модель объяснения современных социальных процессов. И как бы не сопротивлялись этому те или иные чиновники, это объективная потребность времени. Пока я не берусь предсказать, как и в каких формах произойдет этот «культурологический переворот», будет ли расширен объем самой культурологии, задаваемый образовательными стандартами, или культурология частично будет интегрирована в другие общественно-научные и гуманитарные дисциплины, как и в каких формах культурология придет в среднее образование. Ясно только, что этого «культурологического переворота» в образовании нам не миновать, если мы хотим быть современным обществом, с населением, социализированным по современным мировым стандартам.

Поэтому Российская академия образования начинает превентивное движение в этом направлении, разворачивает научные исследования с целью концептуальной подготовки к этому предстоящему «культурологическому перевороту». Первой акцией на этом пути является открытие лаборатории педагогической культурологии в Институте образования взрослых РАО. Задачей лаборатории является определение наиболее общих направлений и путей модернизации специального культурологического образования и общей культурологизации всего образования в его гуманитарной и общественно-научной компоненте. Разумеется, это невозможно делать в отрыве от тесного взаимодействия с культурологической наукой, поэтому исследовательская тема Института в этом направлении определена как «Развитие специального культурологического знания и образования и общая культурологизация гуманитарного образования».

Альманах «Культурологическая парадигма: исследования по теории и истории культурологического знания и образования», который начинает готовиться в рамках этой тематики, должен служить эталонным образцом того:

• что такое современная российская культурология в своих лучших научных проявлениях,

• какие содержательные ориентиры она дает нам для планируемой модернизации культурологического образования,

• в расчете на какие интеллектуальные возможности отечественных специалистов мы можем осуществлять программу общей культурологизации образования.

Радостно видеть, что большинство ведущих российских культурологов охотно откликнулись на призыв участвовать в работе по этой тематике, предоставили свои аналитические материалы для публикации в альманахе и выразили готовность приступить к исследованиям по данной программе. Приношу им свою искреннюю благодарность.

Существенно важно и то, что работу по этой программе возглавил А.Я. Флиер – один из наиболее авторитетных российских культурологов, яркий теоретик, которому принадлежит открытие ряда фундаментальных законов исторической динамики культуры и построение прогностических моделей ее дальнейшего развития, специалист, обладающий стратегическим научным мышлением в масштабе всей культурологии как области знания и образования.

Желаю успеха всему коллективу.

Президент Российской академии образования,

доктор педагогических наук, профессор

Н.Д. Никандров


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: