Ниже будет представлена структура учебных курсов факультета социологии и культурной антропологии с акцентами на последней.
Структура антропологических образовательных курсов на факультете социологии и культурной антропологии. Примерный стандартный перечень учебных курсов на уровне магистратуры и соответствующих лицензионных специальностей выглядит так.
Теоретические курсы:
Курс «Культурная антропология».
Цели обучения: подготовка специалистов в области фундаментальной культурной антропологии. Содержание образования:
— общая антропология (урбанистическая антропология, когнитивная антропология, психологическая антропология, антропология коммуникаций, антропология семьи и родства, антропология религии и т.п.);
— региональная антропология европейских стран и США (культура отдельных регионов, региональные языки; региональные аспекты культурной идентичности и локальные сообщества);
— региональная антропология не-европейских обществ (африканских, арабо-мусульманских, латиноамериканских);
— культурное наследие.
Курс: «Количественные методы в культурной антропологии».
Цели обучения: использование средств информатики в культурно-антропологическом исследовании, организации коммуникативных процессов, музеографии. Содержание образования:
— общая антропология;
— информатика: общий курс, прикладная информатика, теория цифровых образов, логистика, составление информационных документов; специальная антропология (по выбору университета).
Курс «Антропология организации».
Цели обучения: подготовка специалистов в области организационных отношений.
Содержание образования:
— общий курс социологии и культурной антропологии (теории, методы);
— право и профессиональные отношения;
— социология и антропология организации;
— социология синдикализма.
Все перечисленные курсы позволяют получить степень магистра по соответствующим специализациям (научным дисциплинам), дающую право быть преподавателем колледжа и университета, заниматься научными исследованиями.
Прикладные курсы:
Курс «Прикладной социологии и антропологии локального развития».
Цели обучения: подготовка специалистов нового типа, необходимость в которых обусловлена перераспределением сфер компетенции между государством, региональным, локальным (в т.ч. общественным) управлением.
Содержание образования:
— социология локального развития;
— социология, культурная антропология, политология социокультурного развития;
— политика и практика культурного развития;
— политика социального развития. Получаемые квалификации:
— агент развития;
— специалист по обучению (обучающие, исследовательские, консультационные организационные единицы);
— специалист по контрактам со странами, музеями, экомузеями и пр.;
— специалист по организации социокультурного взаимодействия
(городские агентства, сообщества);
— специалист по социальным вопросам.
Курс «Социальный менеджмент организаций».
Цели обучения: подготовка специалистов, способных анализировать и диагностировать функционирование государственных и частных организаций с целью повышения эффективности работы персонала.
Содержание образования:
— внешняя среда организации;
— учреждение (в т.ч. учреждение культуры) как организация и как социокультурный институт;
— возможности целенаправленного вмешательства в социокультурные процессы (занятость, коммуникация, руководство, прогноз).
Получаемые квалификации:
— помощник руководителя кадрами организации;
— специалист по изучению занятости и социального планирования;
— руководитель (помощник) служб коммуникации, связей с общественностью, групп прогнозирования занятости и кадровой политики,
социального развития;
— консультант по вопросам эффективности функционирования
организации, социальный аудитор, специалист по профессиональной ориентации.
Курс «Разработка и внедрение культурных проектов».
Цели обучения: территориальные сообщества и институты культурного сектора нуждаются в специалистах с широкой компетенцией, способных к практической деятельности и экспертизе в области охраны и оценки культурного наследия, культурного развития, культурного туризма.
Это полифункциональное направление образования разрабатывается совместно с государственными и региональными исполнительными органами в сфере культуры и ориентировано на построение и реализацию культурной политики. Содержание образования:
— области культуры; области искусства; учреждения культуры (концепции и теории культуры, антропология культурного наследия, социология культуры, искусства, методология проектного анализа);
— институциональные аспекты культуры, искусства (экономика учреждений культуры, социология культурных учреждений и организаций, государственная культурная политика и партнерство);
— цели и технологии управления в сфере культуры;
— художественное проектирование, проектирование учреждений культуры;
— учреждения культуры и публика;
— культура и территории;
— культура и связи с общественностью. Профессиональная квалификация:
— советник по вопросам культуры;
— специалист по культурному развитию;
— специалист по разработке и реализации культурной продукции;
— специалист по организации культурных связей.
Курс «Управление учреждениями культуры и культурным развитием».
Цели обучения: данное направление профессионального образования разрабатывается совместно с региональными органами управления в сфере культуры в ответ на запросы учреждений культуры локальных и региональных органов управления в сфере социокультурного развития на специалистов широкого профиля, одновременно обладающих знаниями в области экономики, политики, социологии, искусства.
Содержание образования:
— специалист по менеджменту в организации, в т.ч. и в учреждениях культуры;
— специалист по эстетическим направлениям в искусстве;
— специалист по социологии культуры, искусства;
— специалист по культурной политике, организации культурной практики.
Профессиональная квалификация:
— администратор, управляющий, продюсер учреждений культуры;
— специалист по организации коммуникаций в культурном секторе;
— специалист по работе с локальным сообществом;
— директор культурных проектов.
Специальные курсы:
В ряде университетов предусматриваются специальные курсы, связанные с решением социально значимых проблем через целенаправленное вмешательство государственных локальных органов управления, общественных объединений в социокультурные процессы (проблемы детей, молодежи, престарелых, инвалидов, лиц отклоняющегося поведения, гендерные проблемы и т.п.) Например, в одном из европейских университетов имеется
Курс «Гендерная антропология и социальное вмешательство».
Цели обучения: двухгодичный университетский курс, организован факультетом социологии и антропологии совместно с лабораториями биологии и репродукции, развития, а также с организациями подготовки социальных работников. Приоритетные области вмешательства:
борьба со СПИДом, предупреждение сексуальной дискриминации и сопряженных с ней видов насилия, сексуальное воспитание.
Содержание образования (2 года):
— общая антропология;
— антропология систем родства и семьи;
— основы этнологии;
— гендерная антропология и социальное вмешательство; гендерная социология и антропология; гендерные аспекты социокультурной жизни и социальное вмешательство; пол; сексуальность и СПИД; введение в медицинскую сексологию;
— области, методы, техники антропологического исследования;
— методология и техника изучения гендерных социальных отношений.
Профессиональная квалификация:
— социальные агенты, связанные с изменением гендерных аспектов социокультурных отношений и связей.
Исследовательские центры
Обычно при факультетах, включающих в себя социальную и культурную антропологию, имеются исследовательские центры и группы, связанные как с теоретическими, так и с прикладными разработками. К работе в этих центрах в обязательном порядке привлекаются студенты, изучающие здесь навыки профессиональной деятельности. Такие организационные структуры могут иметь как государственные, так и частные или смешанные источники финансирования. В качестве примера можно привести организацию научной работы в Лионском университете (Франция) на факультете социологии и антропологии:
Группа исследований в области социализации.
Состав: руководитель, 12 исследователей и инженеров (информатика), 5 преподавателей-исследователей; 3 исследователя-постдокторанта, 11 студентов.
Направления исследований:
а) мобильность и социализация:
— динамика городских популяций;
— социальная мобильность и семейные формы социализации;
— социальная, профессиональная мобильность и мобильность расселения;
б) способы социализации и формы обучения:
— социальное пространство и формы обучения;
— школьная социализация: письменные и вербальные культурные формы;
— социализация и образование в сельской среде;
— социология и антропология физической культуры;
в) культурная категоризация (т.е. обобщение определенного класса культурных феноменов в единую этническую, оценочную, утилитарную и т.п. категорию, присвоение ей определенной символической формы на уровнях профессиональной или обыденной культуры) и социализация:
— культурная категоризация пространства и межэтническая коммуникация;
— культурная категоризация пространства и социокультурные стратегии расслоения;
— политика развития и способы категоризации сельских пространств;
— культурная категоризация, образование и социализация. Исследовательские программы финансируются главным образом государственными и региональными, а не локальными организациями. По результатам работ публикуются отчеты и статьи в специализированных изданиях. Группа выпускает периодическое обозрение, ведет открытый семинар для аспирантов факультетов антропологии и социологии.
Центр антропологических исследований.
Центр создан для организации и развития исследования в области антропологии.
Направление исследований:
а) региональные языки и культуры:
— галло-романские диалекты;
— французский регионализм;
— вербальный дискурс, где диалект все еще остается приоритетным проводником в коммуникации.
Исследования ведутся с целью построения лингвистических атласов "Культура и речь регионов Франции".
б) антропология религиозной практики и ритуалов:
_ сословия, область священного и религия (анализ социально-научных подходов);
_ религия, искусство и общество (анализ представлений);
— изменения областей священного в культуре и трансформации религиозных структур (анализ процессов);
в) антропология семьи.
Основной целью этих исследований является изучение синхронной и диахронной перспективных различных форм семьи и родства, экономии эффективных обменов и связанных с ними матримониальных выборов. Особое внимание уделяется социально-классовым различиям; исследования носят сравнительно-культурный характер.
г) Гендерная антропология и антропология домашней жизни:
— пол, сексуальность, СПИД;
— насилие;
— антропология полов в домашнем социокультурном пространстве (анализ образа жизни).
На базе Центра организуются регулярные семинары и коллоквиумы, планируется издание серии работ.
Группа индустриальной социологии и антропологии
Группа имеет целью развитие исследований и прикладных разработок в области индустриальной социологии и антропологии во Франции и за границей. Она ориентирована и на образовательные цели. Состав: руководитель, 8 членов группы, 4 университетских преподавателя, 3 исследователя по контракту, 4 технических работника по контракту, 3 ассоциированных члена. Направления исследований:
— социология предприятия и технологических инноваций; функционирование предприятия как организации; социокультурные изменения, вызванные технологическими нововведениями;
— социология индустриальных и функциональных систем: изучение предприятий и производственной деятельности во внешнем окружении и внутриорганизационном аспекте;
— социоэкономика профессиональных отношений и занятости в обществе: изучение социокультурных характеристик руководства, наемных работников, синдикатов; их взаимодействия; роли государства в управлении системой общественного разделения труда;
— изучение рынка занятости: социологический анализ спроса и предложения в области занятости;
— урбанистическая социология и антропология в африканских странах: социологическое и антропологическое изучение города как пространства социокультурной активности, включая изучение нравов и обычаев методом наблюдения; развитие средних городов в Африке;
— статус женщины в африканских странах;
— юридическая социология, технология регулирования конфликтов: анализ способов социальной регуляции, отношения людей к социокультурным нормам, формальные и неформальные способы решения споров.
Программы исследований финансируются частными и государственными организациями.
Центр прикладных социологических и антропологических исследований.
Центр создан для изучения проблем управления локальной территорией и объединяет исследовательские организации с органами локального управления. В его рамках осуществляются помощь проведению фундаментальных исследований в области социальных наук и экспертиза для плановых органов, министерств и т.п.
Состав: руководитель, 10 исследователей, 4 студента-исследователя, секретарь, технический секретарь.
Направления исследований:
— проблемы государственной политики социокультурного развития: научное знание и нормы; работы по социокультурным секторам (городская и социально-территориальная политика, индустриальное планирование, экология);
— формы группообразования и направления межгрупповых напряжений и конфликтов: работы опираются на исторические данные, вторичный анализ результатов социально-научных исследований и посвящены изучению социокультурных отношений между группами интересов;
— архивы, следы и свидетельства: осмысление возможностей конструирования исторических данных и модальностей социальных последствий событий прошлого на основании свидетельств о них;
— индустриальные и технологические стратегии: разработки в области индустриальной экономики; интернационализация технологий;
— научная политика; международные индустриальные объединения и их уровни.
Ассоциации при учебных заведениях
При вузах, особенно при университетах, могут быть созданы профессиональные ассоциации, выполняющие следующие функции, способствующие развитию социологии и антропологии как учебных дисциплин:
— создание условий для взаимодействия преподавателей и исследователей различных профилей, направлений, научных школ;
— помощь организациям, находящимся в стадиях трансформации;
— обеспечение условий для дополнительного профессионального образования;
— помощь студентам в обеспечении их исследовательской и прикладной работы и т.п.
Таким образом, факультеты, включающие в себя культурную и социальную антропологию'; обеспечивают студентам возможности:
— получения общей подготовки в области социально-научного познания;
— получения профессиональной подготовки исследователя в области культурной и социальной антропологии; получения профессии преподавателя социальной и культурной антропологии в высших и средних учебных заведениях;
— получения профессиональной подготовки более широкого или более узкого профиля в области прикладной антропологии;
— принятия участия в исследованиях и разработках по профилю получаемой профессии;
— публикации своих работ.