Современное состояние культурологического образования

Ниже будет представлена структура учебных курсов факультета социологии и культурной антропологии с акцентами на последней.

Структура антропологических образовательных курсов на факультете социологии и культурной антропологии. Примерный стандартный перечень учебных курсов на уровне магис­тратуры и соответствующих лицензионных специальностей выглядит так.

Теоретические курсы:

Курс «Культурная антропология».

Цели обучения: подготовка специалистов в области фундаменталь­ной культурной антропологии. Содержание образования:

— общая антропология (урбанистическая антропология, когнитив­ная антропология, психологическая антропология, антропология ком­муникаций, антропология семьи и родства, антропология религии и т.п.);

— региональная антропология европейских стран и США (культура отдельных регионов, региональные языки; региональные аспекты культурной идентичности и локальные сообщества);

— региональная антропология не-европейских обществ (африканс­ких, арабо-мусульманских, латиноамериканских);

— культурное наследие.

Курс: «Количественные методы в культурной антропологии».

Цели обучения: использование средств информатики в культурно-антропологическом исследовании, организации коммуникативных про­цессов, музеографии. Содержание образования:

— общая антропология;

— информатика: общий курс, прикладная информатика, теория цифровых образов, логистика, составление информационных докумен­тов; специальная антропология (по выбору университета).

Курс «Антропология организации».

Цели обучения: подготовка специалистов в области организацион­ных отношений.

Содержание образования:

— общий курс социологии и культурной антропологии (теории, методы);

— право и профессиональные отношения;

— социология и антропология организации;

— социология синдикализма.

Все перечисленные курсы позволяют получить степень магистра по соответствующим специализациям (научным дисциплинам), дающую пра­во быть преподавателем колледжа и университета, заниматься науч­ными исследованиями.

Прикладные курсы:

Курс «Прикладной социологии и антропологии локального разви­тия».

Цели обучения: подготовка специалистов нового типа, необходи­мость в которых обусловлена перераспределением сфер компетенции между государством, региональным, локальным (в т.ч. общественным) управлением.

Содержание образования:

— социология локального развития;

— социология, культурная антропология, политология социокультурного развития;

— политика и практика культурного развития;

— политика социального развития. Получаемые квалификации:

— агент развития;

— специалист по обучению (обучающие, исследовательские, кон­сультационные организационные единицы);

— специалист по контрактам со странами, музеями, экомузеями и пр.;

— специалист по организации социокультурного взаимодействия

(городские агентства, сообщества);

— специалист по социальным вопросам.

Курс «Социальный менеджмент организаций».

Цели обучения: подготовка специалистов, способных анализиро­вать и диагностировать функционирование государственных и частных организаций с целью повышения эффективности работы персонала.

Содержание образования:

— внешняя среда организации;

— учреждение (в т.ч. учреждение культуры) как организация и как социокультурный институт;

— возможности целенаправленного вмешательства в социокультурные процессы (занятость, коммуникация, руководство, прогноз).

Получаемые квалификации:

— помощник руководителя кадрами организации;

— специалист по изучению занятости и социального планирова­ния;

— руководитель (помощник) служб коммуникации, связей с общес­твенностью, групп прогнозирования занятости и кадровой политики,

социального развития;

— консультант по вопросам эффективности функционирования

организации, социальный аудитор, специалист по профессиональной ориентации.

Курс «Разработка и внедрение культурных проектов».

Цели обучения: территориальные сообщества и институты культур­ного сектора нуждаются в специалистах с широкой компетенцией, способных к практической деятельности и экспертизе в области охраны и оценки культурного наследия, культурного развития, куль­турного туризма.

Это полифункциональное направление образования разрабатывается совместно с государственными и региональными исполнительными органами в сфере культуры и ориентировано на построение и реали­зацию культурной политики. Содержание образования:

— области культуры; области искусства; учреждения культуры (концепции и теории культуры, антропология культурного наследия, социология культуры, искусства, методология проектного анализа);

— институциональные аспекты культуры, искусства (экономика учреждений культуры, социология культурных учреждений и организа­ций, государственная культурная политика и партнерство);

— цели и технологии управления в сфере культуры;

— художественное проектирование, проектирование учреждений культуры;

— учреждения культуры и публика;

— культура и территории;

— культура и связи с общественностью. Профессиональная квалификация:

— советник по вопросам культуры;

— специалист по культурному развитию;

— специалист по разработке и реализации культурной продукции;

— специалист по организации культурных связей.

Курс «Управление учреждениями культуры и культурным развитием».

Цели обучения: данное направление профессионального образова­ния разрабатывается совместно с региональными органами управления в сфере культуры в ответ на запросы учреждений культуры локальных и региональных органов управления в сфере социокультурного разви­тия на специалистов широкого профиля, одновременно обладающих знаниями в области экономики, политики, социологии, искусства.

Содержание образования:

— специалист по менеджменту в организации, в т.ч. и в учреж­дениях культуры;

— специалист по эстетическим направлениям в искусстве;

— специалист по социологии культуры, искусства;

— специалист по культурной политике, организации культурной практики.

Профессиональная квалификация:

— администратор, управляющий, продюсер учреждений культуры;

— специалист по организации коммуникаций в культурном секто­ре;

— специалист по работе с локальным сообществом;

— директор культурных проектов.

Специальные курсы:

В ряде университетов предусматриваются специальные курсы, свя­занные с решением социально значимых проблем через целенаправлен­ное вмешательство государственных локальных органов управления, общественных объединений в социокультурные процессы (проблемы детей, молодежи, престарелых, инвалидов, лиц отклоняющегося пове­дения, гендерные проблемы и т.п.) Например, в одном из европейс­ких университетов имеется

Курс «Гендерная антропология и социальное вмешательство».

Цели обучения: двухгодичный университетский курс, организован факультетом социологии и антропологии совместно с лабораториями биологии и репродукции, развития, а также с организациями подго­товки социальных работников. Приоритетные области вмешательства:

борьба со СПИДом, предупреждение сексуальной дискриминации и соп­ряженных с ней видов насилия, сексуальное воспитание.

Содержание образования (2 года):

— общая антропология;

— антропология систем родства и семьи;

— основы этнологии;

— гендерная антропология и социальное вмешательство; гендер­ная социология и антропология; гендерные аспекты социокультурной жизни и социальное вмешательство; пол; сексуальность и СПИД; вве­дение в медицинскую сексологию;

— области, методы, техники антропологического исследования;

— методология и техника изучения гендерных социальных отноше­ний.

Профессиональная квалификация:

— социальные агенты, связанные с изменением гендерных аспек­тов социокультурных отношений и связей.

Исследовательские центры

Обычно при факультетах, включающих в себя социальную и культу­рную антропологию, имеются исследовательские центры и группы, связанные как с теоретическими, так и с прикладными разработками. К работе в этих центрах в обязательном порядке привлекаются сту­денты, изучающие здесь навыки профессиональной деятельности. Такие организационные структуры могут иметь как государственные, так и частные или смешанные источники финансирования. В качестве примера можно привести организацию научной работы в Лионском уни­верситете (Франция) на факультете социологии и антропологии:

Группа исследований в области социализации.

Состав: руководитель, 12 исследователей и инженеров (информатика), 5 преподавателей-исследователей; 3 исследователя-постдокторанта, 11 студентов.

Направления исследований:

а) мобильность и социализация:

— динамика городских популяций;

— социальная мобильность и семейные формы социализации;

— социальная, профессиональная мобильность и мобильность рас­селения;

б) способы социализации и формы обучения:

— социальное пространство и формы обучения;

— школьная социализация: письменные и вербальные культурные формы;

— социализация и образование в сельской среде;

— социология и антропология физической культуры;

в) культурная категоризация (т.е. обобщение определенного класса культурных феноменов в единую этническую, оценочную, ути­литарную и т.п. категорию, присвоение ей определенной символичес­кой формы на уровнях профессиональной или обыденной культуры) и социализация:

— культурная категоризация пространства и межэтническая ком­муникация;

— культурная категоризация пространства и социокультурные стратегии расслоения;

— политика развития и способы категоризации сельских прост­ранств;

— культурная категоризация, образование и социализация. Исследовательские программы финансируются главным образом государственными и региональными, а не локальными организациями. По результатам работ публикуются отчеты и статьи в специализиро­ванных изданиях. Группа выпускает периодическое обозрение, ведет открытый семинар для аспирантов факультетов антропологии и социо­логии.

Центр антропологических исследований.

Центр создан для организации и развития исследования в области антропологии.

Направление исследований:

а) региональные языки и культуры:

— галло-романские диалекты;

— французский регионализм;

— вербальный дискурс, где диалект все еще остается приоритет­ным проводником в коммуникации.

Исследования ведутся с целью построения лингвистических атла­сов "Культура и речь регионов Франции".

б) антропология религиозной практики и ритуалов:

_ сословия, область священного и религия (анализ социально-научных подходов);

_ религия, искусство и общество (анализ представлений);

— изменения областей священного в культуре и трансформации религиозных структур (анализ процессов);

в) антропология семьи.

Основной целью этих исследований является изучение синхронной и диахронной перспективных различных форм семьи и родства, эконо­мии эффективных обменов и связанных с ними матримониальных выбо­ров. Особое внимание уделяется социально-классовым различиям; исследования носят сравнительно-культурный характер.

г) Гендерная антропология и антропология домашней жизни:

— пол, сексуальность, СПИД;

— насилие;

— антропология полов в домашнем социокультурном пространстве (анализ образа жизни).

На базе Центра организуются регулярные семинары и коллоквиумы, планируется издание серии работ.

Группа индустриальной социологии и антропологии

Группа имеет целью развитие исследований и прикладных разрабо­ток в области индустриальной социологии и антропологии во Франции и за границей. Она ориентирована и на образовательные цели. Состав: руководитель, 8 членов группы, 4 университетских препода­вателя, 3 исследователя по контракту, 4 технических работника по контракту, 3 ассоциированных члена. Направления исследований:

— социология предприятия и технологических инноваций; функци­онирование предприятия как организации; социокультурные измене­ния, вызванные технологическими нововведениями;

— социология индустриальных и функциональных систем: изучение предприятий и производственной деятельности во внешнем окружении и внутриорганизационном аспекте;

— социоэкономика профессиональных отношений и занятости в обществе: изучение социокультурных характеристик руководства, наемных работников, синдикатов; их взаимодействия; роли государс­тва в управлении системой общественного разделения труда;

— изучение рынка занятости: социологический анализ спроса и предложения в области занятости;

— урбанистическая социология и антропология в африканских странах: социологическое и антропологическое изучение города как пространства социокультурной активности, включая изучение нравов и обычаев методом наблюдения; развитие средних городов в Африке;

— статус женщины в африканских странах;

— юридическая социология, технология регулирования конфликтов: анализ способов социальной регуляции, отношения людей к социокультурным нормам, формальные и неформальные способы реше­ния споров.

Программы исследований финансируются частными и государствен­ными организациями.

Центр прикладных социологических и антропологических исследований.

Центр создан для изучения проблем управления локальной терри­торией и объединяет исследовательские организации с органами локального управления. В его рамках осуществляются помощь прове­дению фундаментальных исследований в области социальных наук и экспертиза для плановых органов, министерств и т.п.

Состав: руководитель, 10 исследователей, 4 студента-исследователя, секретарь, технический секретарь.

Направления исследований:

— проблемы государственной политики социокультурного развития: научное знание и нормы; работы по социокультурным сек­торам (городская и социально-территориальная политика, индустриа­льное планирование, экология);

— формы группообразования и направления межгрупповых напряже­ний и конфликтов: работы опираются на исторические данные, втори­чный анализ результатов социально-научных исследований и посвяще­ны изучению социокультурных отношений между группами интересов;

— архивы, следы и свидетельства: осмысление возможностей кон­струирования исторических данных и модальностей социальных пос­ледствий событий прошлого на основании свидетельств о них;

— индустриальные и технологические стратегии: разработки в области индустриальной экономики; интернационализация технологий;

— научная политика; международные индустриальные объединения и их уровни.

Ассоциации при учебных заведениях

При вузах, особенно при университетах, могут быть созданы про­фессиональные ассоциации, выполняющие следующие функции, способс­твующие развитию социологии и антропологии как учебных дисциплин:

— создание условий для взаимодействия преподавателей и исс­ледователей различных профилей, направлений, научных школ;

— помощь организациям, находящимся в стадиях трансформации;

— обеспечение условий для дополнительного профессионального образования;

— помощь студентам в обеспечении их исследовательской и прик­ладной работы и т.п.

Таким образом, факультеты, включающие в себя культурную и социальную антропологию'; обеспечивают студентам возможности:

— получения общей подготовки в области социально-научного познания;

— получения профессиональной подготовки исследователя в обла­сти культурной и социальной антропологии; получения профессии преподавателя социальной и культурной антропологии в высших и средних учебных заведениях;

— получения профессиональной подготовки более широкого или более узкого профиля в области прикладной антропологии;

— принятия участия в исследованиях и разработках по профилю получаемой профессии;

— публикации своих работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: