Уровень развития культурологического образования в России

Общие характеристики отечественной культурологии как учебной дисциплины. В настоящее время культурология как учебная дисципли­на может быть охарактеризована рядом черт, определяющих ее совре­менное состояние.

Во-первых, в сфере отечественного культурологического образо­вания, как уже указывалось, не существует четкого разграничения между гуманитарным и социально-научным знанием, уровень развития социальных наук, за исключением экономической, значительно ниже мировых стандартов, Эти обстоятельства обусловили практически полное отождествление культурологии с такими направлениями гума­нитарного знания, как философия культуры, история культуры, искусства, религий.

Во-вторых, в культурологических учебных курсах практически отсутствуют генерализационные начала. Доминирует описание направ­лений, религиозных течений, событий без привязки их к более широ­кому культурному контексту. Предлагаемые обобщения не имеют раци­ональной базы. Так, широко применяемое понятие цивилизации не имеет четких принципов выделения и структурирования. Используемые типологии культур не имеют единого основания.

В-третьих, преподавание ведется на эклектичном языке, бессис­темно сочетающем категории классической философии, искусствовед­ческие термины, религиозные символы, обыденную лексику. В учебных курсах отечественной культурологии отсутствуют категории и терми­ны культурной антропологии, составляющие общепринятый на мировом уровне лексикон наук о культуре.

В-четвертых, слабая дифференциация и структурированность куль­турологии как учебной дисциплины ведет к преподаванию синкретич­ных, бессистемных, не имеющих отчетливой целеориентированности сведений. При этом отсутствуют модели специалистов, связанные с культурологией. Соответственно, студенты не получают профессиона­льной подготовки.

В-пятых, гуманитарная ориентация культурологии имеет следстви­ем пренебрежение в рамках культурологических образовательных кур­сов структурированным методологическим знанием. В этой сфере методологию принято отождествлять с предметными теориями. Соот­ветственно, студенты не имеют представления о том, что такое методология; им не преподают методов изучения культуры, в резуль­тате они не получают навыков отбора, организации, интерпретации исследовательского материала, построения программ исследования. Такое пренебрежение методологическим знанием и умением использо­вать научные методы обусловливает принципиальную невозможность освоения студентами прикладных и технологических навыков.

Однако даже при таком положении дел следует искать потенциаль­ные "точки роста", т.е. учебные заведения, факультеты, кафедры, где существует определенная готовность к модернизации культуроло­гического образования. По-видимому, в этом случае наиболее прием­лемой может быть форма социокультурного эксперимента. Это позво­ляет осуществлять постепенно контролируемые изменения в учебных курсах и их сочетаниях, а затем с помощью инновативных технологий последовательно распространять позитивные результаты их экспери­ментов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: