Общие характеристики отечественной культурологии как учебной дисциплины. В настоящее время культурология как учебная дисциплина может быть охарактеризована рядом черт, определяющих ее современное состояние.
Во-первых, в сфере отечественного культурологического образования, как уже указывалось, не существует четкого разграничения между гуманитарным и социально-научным знанием, уровень развития социальных наук, за исключением экономической, значительно ниже мировых стандартов, Эти обстоятельства обусловили практически полное отождествление культурологии с такими направлениями гуманитарного знания, как философия культуры, история культуры, искусства, религий.
Во-вторых, в культурологических учебных курсах практически отсутствуют генерализационные начала. Доминирует описание направлений, религиозных течений, событий без привязки их к более широкому культурному контексту. Предлагаемые обобщения не имеют рациональной базы. Так, широко применяемое понятие цивилизации не имеет четких принципов выделения и структурирования. Используемые типологии культур не имеют единого основания.
|
|
В-третьих, преподавание ведется на эклектичном языке, бессистемно сочетающем категории классической философии, искусствоведческие термины, религиозные символы, обыденную лексику. В учебных курсах отечественной культурологии отсутствуют категории и термины культурной антропологии, составляющие общепринятый на мировом уровне лексикон наук о культуре.
В-четвертых, слабая дифференциация и структурированность культурологии как учебной дисциплины ведет к преподаванию синкретичных, бессистемных, не имеющих отчетливой целеориентированности сведений. При этом отсутствуют модели специалистов, связанные с культурологией. Соответственно, студенты не получают профессиональной подготовки.
В-пятых, гуманитарная ориентация культурологии имеет следствием пренебрежение в рамках культурологических образовательных курсов структурированным методологическим знанием. В этой сфере методологию принято отождествлять с предметными теориями. Соответственно, студенты не имеют представления о том, что такое методология; им не преподают методов изучения культуры, в результате они не получают навыков отбора, организации, интерпретации исследовательского материала, построения программ исследования. Такое пренебрежение методологическим знанием и умением использовать научные методы обусловливает принципиальную невозможность освоения студентами прикладных и технологических навыков.
Однако даже при таком положении дел следует искать потенциальные "точки роста", т.е. учебные заведения, факультеты, кафедры, где существует определенная готовность к модернизации культурологического образования. По-видимому, в этом случае наиболее приемлемой может быть форма социокультурного эксперимента. Это позволяет осуществлять постепенно контролируемые изменения в учебных курсах и их сочетаниях, а затем с помощью инновативных технологий последовательно распространять позитивные результаты их экспериментов.