Сказанное выше означает, что отечественная культурология как учебная дисциплина пока не имеет определенного предмета; государственный стандарт для нее неудовлетворителен; преподавательские кадры не готовы; модели специалистов не разработаны; учебные пособия в подавляющей массе не отвечают мировому уровню. При наличии высококачественных западных образцов социально-научного образования, связанного с культурой, а также отечественных учебных курсов, отвечающих мировым стандартам, таких, как математика, физика, химия, лингвистика, ряд инженерных дисциплин, можно предложить морфологическую модель культурологии как учебной дисциплины. Предлагаемая модель соответствует мировому уровню и может быть последовательно и по частям экспериментальным путем реализована в структуре отечественного гуманитарного и социально-научного образования.
Основания дифференциации культурологии как учебной дисциплины. Для того, чтобы построить систематический, современный учебный курс культурологии, соответствующий характеру учебного заведения, необходимо выделить основные параметры, в рамках которых строится программа обучения.
|
|
Дифференциация по направлениям познания. Разделение культурологии на гуманитарную и социально-научную области познания. Такое разделение позволит осознанно выбрать преимущественную ориентацию обучения на уровне культурологических вузов, факультетов, кафедр. Это позволяет сделать учебный курс, во-первых, целеориентированным; во-вторых, систематизированным; в-третьих, полезным для обучающихся.
Определение смежных с культурологией предметных областей. Выделение смежных с гуманитарным и социально-научным направлениями культурологии предметных дисциплин позволит структурировать исходные основания и источники информации, специфичные для каждого из них. Соответственно, обеспечивается база для структурирования учебного курса в целом. Так, гуманитарное направление культурологии целесообразно сочетать со специальным освоением таких учебных дисциплин, как- философия культуры, история культуры, филология, история искусства, искусствоведение. Для социально-научного направления особое значение имеет изучение социобиологии, социологии, психологии, экологии, лингвистики, семиотики и семантики.
Определение методологических областей познания. Выделение I областей познания, обеспечивающих методологическую базу для каждого из направлений, обусловливает целенаправленное получение навыков сбора, организации и интерпретации информации, специфичных для них. Для гуманитарного направления культурологии, например, особую значимость составляют такие области методологического знания, как гносеология, этика, эстетика, стилистика, риторика. Социально-научному направлению культурологии соответствуют общая теория систем, теория организации, теория информации, тематическая статистика, теория вероятностей.
|
|
Дифференциация по уровням познания. Для построения целенаправленного и систематического учебного курса культурологии важно точно определить, какой именно уровень познания следует сделать в его рамках доминирующим. Необходимо ознакомить студентов с тем, как работать на каждом уровне. Это приведет их к осознанию направленности и ожидаемым результатам в профессиональной деятельности. В рамках учебных курсов следует обратить внимание на разграничение следующих уровней познания.
Теоретическое обобщение. Социально-научному направлению культурологии соответствует теоретическое обобщение фундаментального характера, устанавливающее причинные или функциональные системы связей между базовыми категориями, через которые представляется культурная реальность. Студенты обучаются, во-первых, построению классификаций — низшему уровню обобщения, упорядочиванию культурных феноменов на основании общего признака или совокупности признаков; во-вторых, построению теоретических моделей, теорий — высшему уровню обобщения, построению системы взаимосвязанных закономерностей, объясняющих "поведение" определенного класса культурных феноменов.
Гуманитарному направлению культурологии соответствуют такие формы теоретического обобщения, как систематическое описание и обоснованные типологии. В первом случае студенты обучаются упорядочению множеств явлений и событий культурного характера, приданию их совокупности системного качества. Во втором случае речь идет о научении выделению устойчивых совокупностей культурных феноменов, которые могут быть идентифицированы как специфичные в различных пространственных и временных культурных контекстах
Эмпирические обобщения. Социально-научному направлению культурологии соответствует построение теорий среднего уровня. Студенты обучаются выделению устойчивых связей между наблюдаемыми феноме нами, т.е. эмпирических регулярностей; объединению таких регуляр-ностей в обоснованные системы. В этом случае приобретается навык использования аппарата математической статистики. В рамках гуманитарного направления культурологии этому уровню соответствует идентификация, атрибутация культурного феномена с выходом на характерные для него признаки, позволяющие отнести его к определенному типу явлений, событий, процессов.
Прикладные разработки. Социально-научному направлению культурологии соответствуют прикладные разработки технологического характера. В рамках таких учебных курсов студенты обучаются разработке социокультурных проектов и программ, прогнозов, планов и оценке их эффективности; использованию технологий социокультурного взаимодействия в различных условиях; формированию культурной среды организаций. Для гуманитарного направления культурологии прикладной уровень связан с организационной деятельностью продюсерского, режиссерского характера. Студенты обучаются организации фестивалей, музейных и выставочных экспозиций, праздников и других арт-проектов.
Дифференциация по предмету познания. По предмету, изучения культурология может быть разделена на дифференциальные области, о существовании и содержании которых следует знать всем обучающимся. В то же время в рамках каждого отдельного учебного курса акцент может быть сделан на конкретной предметной области, соответствующей профессиональной специализации обучающихся.
|
|
Общие теории культуры. Они организуют знания о культуре как о целостности, рассматриваемой с определенной позиции. Важно, чтобы студенты поняли, с какой позиции им представляется культура и что данная позиция не является ни единственной, ни универсальной. Для гуманитарного направления культурологии целесообразно подробно проработать один из таких общих культурологических курсов, как цивилизационный подход, философия эволюции и т.п.
Социально-научному направлению культурологии могут соответствовать такие общетеоретические курсы, как морфология культуры, структурализм, функционализм и т.п. Целесообразно углубленное изучение определенного теоретического направления от оснований до методов исследования. В случае смешения направлений студенты смогут лишь поверхностно ознакомиться с ними, но не получить серьезных профессиональных знаний и навыков.
Концепции, относящиеся к отдельным областям культуры. Центром образовательного курса культурологии может стать углубленное изучение какой-либо определенной области культуры. В рамках гуманитарного направления культурологии это может быть история отдельных областей культуры. Социально-научное направление в изучении культуры предполагает освоение знаний о существующих теоретических моделях и приобретение навыков проведения научного исследования в отношении определенных культурных порядков и систем. На основе имеющегося мирового и отечественного опыта можно рекомендовать использовать предложенную ранее (см. "Культурология как научная дисциплина") морфологическую модель культуры. В этом случае учебный курс может включать в себя блоки, объединяющие определенные области культуры, такие, как социальная организация (хозяйственная, политическая, правовая культура); социально значимое знание (религиозная, художественная, философская, научная культура); трансляция культурного опыта (образование, просвещение, массовая информация); обыденная культура — или отдельные области и их сочетания, например, отдельная специализированная область культуры (политическая, художественная, научная и пр.) — каналы ее трансляции — обыденная культура.
|
|
Отдельные концепции в соотнесении с категорией "культура". Предметом изучения могут быть отдельные категории и понятия, являющиеся компонентами содержания категории "культура". Они могут быть одинаковыми для гуманитарного и социально-научного направлений культурологии и стать основой формирования таких учебных тем, как деятельность и культура; личность и культура; культурные ценности, образцы, нормы, паттерны, представления; традиционные культурные формы (нравы, обычаи, ритуалы, обряды, фольклор и т.п.). Однако при изучении такого рода тем в рамках гуманитарного направления культурологии речь идет о философском и историческом акценте, а в рамках социально-научного — о научении операционализации ключевых понятий, доведения их до единиц наблюдения и анализа, построения обоснованных и достоверных суждений о существовании обозначаемых ими явлений культуры.
Прикладная культурология. В настоящее время область прикладной культурологии еще не сложилась, и под эту категорию подводятся разнородные специальности. Это обычное положение дел для учебной дисциплины, находящейся в стадии становления. Однако важно, чтобы студенты знали, какого рода деятельность они смогут выполнять и на какие рабочие места вправе претендовать после окончания обучения. Соответственно, обобщая зарубежный и отечественный опыт, следует выделить типы специалистов, которых можно осознанно подготавливать в рамках учебных курсов прикладной культурологии гуманитарного и социально-научного профиля.
Социально-научное направление прикладной культурологии:
— социокультурное проектирование, планирование, программирование; в широком смысле слова технологии разработки и реализации социокультурной политики, специалисты по социокультурному развитию;
— социальная работа с особым акцентом на ее культурных аспектах;
— технологии организации социального взаимодействия (разрешение конфликтов, ведение переговоров, консолидация коллективов и пр.);
— социальное участие, включая аниматорство, работу с детьми и подростками, пенсионерами', инвалидами и т.п.;
— культурные аспекты менеджмента;
— формирование организационной среды;
— маркетинг и реклама;
— экономические разработки применительно к сфере культуры. В рамках гуманитарного направления прикладной культурологии можно готовить специалистов следующих профилей:
— журналисты в области культуры;
— художественные критики;
— эксперты по атрибутированию культурных объектов;
— составители текстов и визуальных образов в рекламе;
— продюсеры массовых зрелищ и мероприятий.