Морфология культурологии как учебной дисциплины

Сказанное выше означает, что отечественная культурология как учебная дисциплина пока не имеет определенного предмета; государс­твенный стандарт для нее неудовлетворителен; преподавательские кадры не готовы; модели специалистов не разработаны; учебные пособия в подавляющей массе не отвечают мировому уровню. При наличии высококачественных западных образцов социально-научного образования, связанного с культурой, а также отечественных учеб­ных курсов, отвечающих мировым стандартам, таких, как математика, физика, химия, лингвистика, ряд инженерных дисциплин, можно пред­ложить морфологическую модель культурологии как учебной дисципли­ны. Предлагаемая модель соответствует мировому уровню и может быть последовательно и по частям экспериментальным путем реализо­вана в структуре отечественного гуманитарного и социально-научного образования.

Основания дифференциации культурологии как учебной дисциплины. Для того, чтобы построить систематический, современный учебный курс культурологии, соответствующий характеру учебного заведения, необходимо выделить основные параметры, в рамках которых строится программа обучения.

Дифференциация по направлениям познания. Разделение культурологии на гуманитарную и социально-научную области познания. Такое разделение позволит осознанно выбрать преимущественную ориентацию обучения на уровне культурологических вузов, факультетов, кафедр. Это позволяет сделать учебный курс, во-первых, целеориентированным; во-вторых, систематизированным; в-третьих, полезным для обучающихся.

Определение смежных с культурологией предметных областей. Выделение смежных с гуманитарным и социально-научным направления­ми культурологии предметных дисциплин позволит структурировать исходные основания и источники информации, специфичные для каждо­го из них. Соответственно, обеспечивается база для структурирова­ния учебного курса в целом. Так, гуманитарное направление культу­рологии целесообразно сочетать со специальным освоением таких учебных дисциплин, как- философия культуры, история культуры, филология, история искусства, искусствоведение. Для социально-научного направления особое значение имеет изучение социобиологии, социологии, психологии, экологии, лингвистики, семиотики и семантики.

Определение методологических областей познания. Выделение I областей познания, обеспечивающих методологическую базу для каждого из направлений, обусловливает целенаправленное получение навыков сбора, организации и интерпретации информации, специфич­ных для них. Для гуманитарного направления культурологии, напри­мер, особую значимость составляют такие области методологического знания, как гносеология, этика, эстетика, стилистика, риторика. Социально-научному направлению культурологии соответствуют общая теория систем, теория организации, теория информации, тематическая статистика, теория вероятностей.

Дифференциация по уровням познания. Для построения целенаправленного и систематического учебного курса культурологии важно точно определить, какой именно уровень познания следует сделать в его рамках доминирующим. Необходимо ознакомить студентов с тем, как работать на каждом уровне. Это приведет их к осознанию направленности и ожидаемым результатам в профессиональной деятельности. В рамках учебных курсов следует обратить внимание на разграничение следующих уровней познания.

Теоретическое обобщение. Социально-научному направлению куль­турологии соответствует теоретическое обобщение фундаментального характера, устанавливающее причинные или функциональные системы связей между базовыми категориями, через которые представляется культурная реальность. Студенты обучаются, во-первых, построению классификаций — низшему уровню обобщения, упорядочиванию культу­рных феноменов на основании общего признака или совокупности признаков; во-вторых, построению теоретических моделей, теорий — высшему уровню обобщения, построению системы взаимосвязанных закономерностей, объясняющих "поведение" определенного класса культурных феноменов.

Гуманитарному направлению культурологии соответствуют такие формы теоретического обобщения, как систематическое описание и обоснованные типологии. В первом случае студенты обучаются упоря­дочению множеств явлений и событий культурного характера, прида­нию их совокупности системного качества. Во втором случае речь идет о научении выделению устойчивых совокупностей культурных феноменов, которые могут быть идентифицированы как специфичные в различных пространственных и временных культурных контекстах

Эмпирические обобщения. Социально-научному направлению культу­рологии соответствует построение теорий среднего уровня. Студенты обучаются выделению устойчивых связей между наблюдаемыми феноме нами, т.е. эмпирических регулярностей; объединению таких регуляр-ностей в обоснованные системы. В этом случае приобретается навык использования аппарата математической статистики. В рамках гума­нитарного направления культурологии этому уровню соответствует идентификация, атрибутация культурного феномена с выходом на характерные для него признаки, позволяющие отнести его к опреде­ленному типу явлений, событий, процессов.

Прикладные разработки. Социально-научному направлению культу­рологии соответствуют прикладные разработки технологического характера. В рамках таких учебных курсов студенты обучаются раз­работке социокультурных проектов и программ, прогнозов, планов и оценке их эффективности; использованию технологий социокультурного взаимодействия в различных условиях; формированию культурной среды организаций. Для гуманитарного направления культурологии прикладной уровень связан с организационной деятельностью продюсерского, режиссерского характера. Студенты обучаются организации фестивалей, музейных и выставочных экспозиций, праздников и дру­гих арт-проектов.

Дифференциация по предмету познания. По предмету, изучения культурология может быть разделена на дифференциальные области, о существовании и содержании которых следует знать всем обучающимся. В то же время в рамках каждого отдельного учебного курса акцент может быть сделан на конкретной предметной области, соответствующей профессиональной специализа­ции обучающихся.

Общие теории культуры. Они организуют знания о культуре как о целостности, рассматриваемой с определенной позиции. Важно, чтобы студенты поняли, с какой позиции им представляется культура и что данная позиция не является ни единственной, ни универсальной. Для гуманитарного направления культурологии целесообразно подробно проработать один из таких общих культурологических курсов, как цивилизационный подход, философия эволюции и т.п.

Социально-научному направлению культурологии могут соответст­вовать такие общетеоретические курсы, как морфология культуры, структурализм, функционализм и т.п. Целесообразно углубленное изучение определенного теоретического направления от оснований до методов исследования. В случае смешения направлений студенты смо­гут лишь поверхностно ознакомиться с ними, но не получить серьез­ных профессиональных знаний и навыков.

Концепции, относящиеся к отдельным областям культуры. Центром образовательного курса культурологии может стать углубленное изу­чение какой-либо определенной области культуры. В рамках гумани­тарного направления культурологии это может быть история отдель­ных областей культуры. Социально-научное направление в изучении культуры предполагает освоение знаний о существующих теоретичес­ких моделях и приобретение навыков проведения научного исследова­ния в отношении определенных культурных порядков и систем. На основе имеющегося мирового и отечественного опыта можно рекомен­довать использовать предложенную ранее (см. "Культурология как научная дисциплина") морфологическую модель культуры. В этом слу­чае учебный курс может включать в себя блоки, объединяющие опре­деленные области культуры, такие, как социальная организация (хозяйственная, политическая, правовая культура); социально зна­чимое знание (религиозная, художественная, философская, научная культура); трансляция культурного опыта (образование, просвеще­ние, массовая информация); обыденная культура — или отдельные области и их сочетания, например, отдельная специализированная область культуры (политическая, художественная, научная и пр.) — каналы ее трансляции — обыденная культура.

Отдельные концепции в соотнесении с категорией "культура". Предметом изучения могут быть отдельные категории и понятия, являющиеся компонентами содержания категории "культура". Они могут быть одинаковыми для гуманитарного и социально-научного направлений культурологии и стать основой формирования таких уче­бных тем, как деятельность и культура; личность и культура; куль­турные ценности, образцы, нормы, паттерны, представления; тради­ционные культурные формы (нравы, обычаи, ритуалы, обряды, фольк­лор и т.п.). Однако при изучении такого рода тем в рамках гумани­тарного направления культурологии речь идет о философском и исто­рическом акценте, а в рамках социально-научного — о научении операционализации ключевых понятий, доведения их до единиц наблю­дения и анализа, построения обоснованных и достоверных суждений о существовании обозначаемых ими явлений культуры.

Прикладная культурология. В настоящее время область прикладной культурологии еще не сложилась, и под эту категорию подводятся разнородные специальности. Это обычное положение дел для учебной дисциплины, находящейся в стадии становления. Однако важно, чтобы студенты знали, какого рода деятельность они смогут выполнять и на какие рабочие места вправе претендовать после окончания обуче­ния. Соответственно, обобщая зарубежный и отечественный опыт, следует выделить типы специалистов, которых можно осознанно подготавливать в рамках учебных курсов прикладной культурологии гуманитарного и социально-научного профиля.

Социально-научное направление прикладной культурологии:

— социокультурное проектирование, планирование, программиро­вание; в широком смысле слова технологии разработки и реализации социокультурной политики, специалисты по социокультурному разви­тию;

— социальная работа с особым акцентом на ее культурных аспек­тах;

— технологии организации социального взаимодействия (разреше­ние конфликтов, ведение переговоров, консолидация коллективов и пр.);

— социальное участие, включая аниматорство, работу с детьми и подростками, пенсионерами', инвалидами и т.п.;

— культурные аспекты менеджмента;

— формирование организационной среды;

— маркетинг и реклама;

— экономические разработки применительно к сфере культуры. В рамках гуманитарного направления прикладной культурологии можно готовить специалистов следующих профилей:

— журналисты в области культуры;

— художественные критики;

— эксперты по атрибутированию культурных объектов;

— составители текстов и визуальных образов в рекламе;

— продюсеры массовых зрелищ и мероприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: