Германцы вошли в историю значительно позже кельтов. Собственно, само это название римляне начали употреблять с I века до н. э. Одним из первых проявлений «германского духа» стали деяния кимвров и тевтонов (они, возможно, принадлежали к народам, промежуточным между кельтами и германцами). Кимвры и тевтоны стремились установить контроль над Кельтикой, но, в конце концов, были истреблены римлянами.
Новая эпоха наступила с середины III в. н. э. (так называемое Великое переселение народов). При этом у германцев не сохранилось древнего индоевропейского сословия жрецов и религиозные обряды выполнялись вождями, либо наиболее уважаемыми людьми, а посему, в том числе и по причине ранней христианизации (которая на континенте проходила не столь мягко), германская мифология не дошла до нас в своем первозданном виде. Зато сохранился ее скандинавский вариант.
Скандинавские племена (за исключением готов) не приняли участия в Великом переселении народов. В эти годы они проявляли относительное миролюбие. Предки шведов образовали сильную Свейскую державу. С V в. н. э. она входит в полосу экономического и культурного расцвета (Вендельский период). Культурные связи скандинавов распространяются от Британских островов до Средней Волги (международный “вендельский стиль”). В нем прослеживаются и римское, и восточное (сарматское) влияния. Особое значение для его создания имела ирландская традиция. Посредниками между скандинавами и кельтами тогда, видимо, выступали англосаксы.
Однако период процветания и относительного покоя сменило «движение викингов». Жертвами их набегов стали Англия, Ирландия, Франция, Северная Германия, Пиренейский полуостров, Южная Италия. Викинги открыли и заселили Исландию. Ее освоение имело ключевое значение для скандинавской мифологии.
Для сохранности мифологии важны два момента. С одной стороны, это грандиозный пласт языческого декоративно-прикладного искусства, относимого к нескольким историческим периодам. Наиболее значительные из них: период великого переселения народов (III – V вв. н. э.), оставивший знаменитые брактеаты – золотые бляхи, носимые на шее; Вендельский период (V – VIII вв. н. э.) с его великолепно украшенным оружием; Век викингов (конец VIII – ХI вв.), когда были созданы знаменитые изображения на камнях и памятники деревянной резьбы. С другой стороны, это тексты. В ХIII в. н. э. в Исландии были созданы две замечательные книги: "Старшая Эдда" и "Младшая Эдда". Первая представляет анонимный сборник мифологических, эпических и дидактических песен; вторая, принадлежащая перу знаменитого Снорри Стурлусона и являющаяся по замыслу учебником скальдической поэзии, по сути, есть прозаическое и структурированное переложение значительного количества мифов.
Скандинавский пантеон состоит из двух категорий богов – асов (основная группа) и ванов (небольшая группа богов плодородия). Его возглавляет Один, который в мифологии I тысячелетия н. э. превратился в бога войны и неба, оттеснив на второй план двух других богов-асов с похожими функциями – Тора и Тюра. Один – бог военной магии, мудрости и пророчества и военного раздора, покровитель героев и владыка «военного рая» (Вальхалла), тогда как Тор – бог грома, защитник богов и людей от хтонических чудовищ, а Тюр – бог-хранитель воинских правил, покровитель поединков и военных собраний.
Среди ванов самые значительные – Ньерд (бог моря, ветра, мореплавания, рыболовства и плодородия), его дети – Фрейр (бог растительности, урожая, богатства и мира) и Фрейя (богиня плодородия, любви и красоты). Все они обладают пророческим даром и сакральным миролюбием. Небесная семья представляет собой подобие патриархальной родовой общины: важную роль в ней играют собрания ее членов и ритуальные пиры.
Помимо асов и ванов, мифологический мир древних скандинавов населен различными демоническими существами, духами. Также в скандинавской мифологии особое значение имеет тема возникновения мира (космогония) и его грядущей гибели (эсхатология).
Литература
Источники
Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. – М., 1975.
Мифы народов мира. В 2ч. Сост. Коровина В.Я., Коровин В.И. – М., 1996.
Младшая Эдда. – Л., 1970.
Предания и мифы средневековой Ирландии. – М., 1991.
Снори Стурслусон. Круг земной. – М., 1980.
Скандинавские сказки: Пер. с дат., швед., норв., исл. / Сост. Е. Суриц. – М., 1991.
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. – М., 1965.
Словари
Мифологический словарь / Под ред. Мелетинского Е.М. – М., 1991.
Словарь мифов / Под ред. П. Бентли. – М., 2000.
Исследования
Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М., 1989.
История искусств. Сост. Воротников А. – М., 1997.
Культурология / Под ред. Драча Г.В. – Ростов-на-Дону, 1997.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Мн., 1989.
Ладыгина О.М. Культура мифа: Книга для учащихся. – М., 2000.
Лосев А.Ф. Античная мифология. – М., 1987.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.
Парандовский Я. Мифология. Верования и легенды греков и римлян. – М., 1971.
Садовская И.Г. Мифология. – М., 2006.
Сидорова Н.А. Искусство Эгейского мира. – М., 1972.
Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990.
Федоров-Давыдов Г.А. На окраинах античного мира. – М., 1975.
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. – М., 1978.
Интернет-ресурсы
- http://www.krugosvet.ru
- http://www.countries.ru/library/mif
- http://www.myfology.webhost.ru
- http://www.myths.kulichki.net
- http://www.wikipedia.org
- http://www.globalfolio.net
- http://www.monsalvat.globalfolio.net
- http://www.norse.ulver.com