Индийская мифология. Особую роль в формировании представлений о мифологии Древней Индии играют письменные источники, прежде всего наиболее ранние тексты – «Веды» (ведение

Особую роль в формировании представлений о мифологии Древней Индии играют письменные источники, прежде всего наиболее ранние тексты – «Веды» (ведение, знание). Среди них по своему значению выделяется «Ригведа» - совокупность религиозных гимнов. Главным принципом ригведийского видения мира было обожествление природы как целого (сообщество богов-небожителей) и отдельных явлений природной и социальной жизни.

К высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Характерно, что за богами не закреплялись атрибутивно определенные функции. В «Ведах» ставятся вопросы о сотворении мира, о назначении человека, т.е. выдвигаются и обсуждаются вопросы космологии, теологии, сотериологии. Идея кармы, как и идея вечного круговорота жизни, перерождения души (сансары), направляли размышления о жизненном пути в русло самосовершенствования. Многие ученые связывают с этим характерные для всей индийской культуры признание родственности всего живого в природе, неутилитарное отношение к ней, стремление к изменению не внешнего мира, а внутреннего. В ведийских текстах прослеживаются истоки индуизма.

Китайская мифология

Многочисленные народности, населявшие территорию древнего Китая, находились в тесном соприкосновении. Мифы этих народностей постоянно контаминировали друг с другом, изменялись и подвергались значительному смешению. Древние мифы записывались в течение весьма продолжительного времени: начиная с эпохи Восточного Чжоу до периодов Вэй, Цзинь и шести династий, что составляет более тысячи лет. В связи с этим исследовать и реконструировать по отдельным осколкам китайские мифы и воссоздать их прежний облик трудно.

Добрые и злые духи у древних китайцев четко не различались. Хотя они и знали небесных богов, духов земли и души умерших, но в их представлениях души умерших могли превращаться в небесных и земных духов. При этом смешении человеческого и божественного, когда еще сохранялись первобытные верования, но уже появлялись новые предания, старые вытеснялись и умирали.

Позднее, когда конфуцианская идеология стала господствующей в Китае, мифы постепенно стали рассматриваться конфуцианцами как история. Превращение мифов в историю – одна из основных причин гибели многих из них. Единственное сохранившееся до наших дней сочинение, содержащее значительное количество материалов по древнекитайским мифам, – Шаньхайцзин – «Книга гор и морей».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: