Система образов комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Программа
I. Принципы изображения дворянского общества.
1. Литературное происхождение типа Фамусова и связь его с классицистической комедийной традицией. Фамусов в семье: сущность конфликта между ним и Софьей. Общественное лицо Фамусова. Мораль Фамусова и ее истоки.
2. Фамусов и Скалозуб: идейно-художественное сходство и различие образов.
3. Обозрение дворянских типов и нравов на вечере у Фамусова: соотношение классицистической комедийной традиции и реализма.
4. Идейно-художественная функция «внесценических» персонажей.
II. Проблема характера Молчалина.
1. Связь образа Молчалина с классицистической комедийной традицией.
2. Молчалин в обществе: вопрос о его карьеризме и его «глупости»; мораль Молчалина и ее истоки.
3. Молчалин в личной жизни: сущность его отношения к Софье.
4. Реализм характера Молчалина в перспективе темы «маленького человека» в русской литературе.
III. Проблема характера Софьи.
1. Связь образа с классицистической комедийной традицией.
|
|
2. Причина любви Софьи к Молчалину; сопоставление идеала Софьи с идеалом Татьяны Лариной.
3. Положение Софьи в семье и обществе; ее отношение к воле отца и к общественному мнению.
4. Авторское (и Чацкого) отношение к коллизии «Софья – Молчалин» и ее объективный реалистический смысл.
IV. Чацкий как положительный герой комедии.
1. Чацкий перед Софьей: предыстория их отношений; изменение этих отношений при новой встрече.
2. Чацкий перед Фамусовым: причины конфликта между ними; вопрос о «неразумности» поведения Чацкого и о связях образа с классицистической комедийной традицией.
3. Чацкий и Молчалин: сущность антитезы между ними; почему Софья выбирает все же Молчалина, а не Чацкого?
Исследования
Лебедев А.А. Грибоедов. Факты, гипотезы. – М., 1980.
Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума».– М., 1971.
Фомичев А.С. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. – М., 1983.
Занятия 3, 4, 5
Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»