Программа
I. Жанровое своеобразие произведения.
1. Замысел «Мертвых душ» как «национальной поэмы».
2. Особенности композиции поэмы: функция лирических отступлений и вставных эпизодов («Повесть о капитане Копейкине»).
II. Авторская концепция первого тома. Образы помещиков в первом томе: злокачественное перерождение положительных душевных свойств.
1. Принципы создания образов: единство личного и типического, роль художественной детали.
2. Характер Чичикова в контексте творчества Гоголя и русской литературы в целом:
а) место путешествия Чичикова в сюжете поэмы;
б) характер Чичикова: суть его «прагматизма», смысл осуществляемой им сделки.
III. Авторская концепция второго тома.
1. Система персонажей второго тома: от отрицательных к положительным.
2. Связь второго тома с духовными исканиями Гоголя в 1840-е годы («Выбранные места из переписки с друзьями»).
Исследования
Гоголь Н.В. Духовная проза. – М., 1992.
Гиппиус В.В. Гоголь. – М., 1999.
Золотусский И.П. Поэзия прозы: Статьи о Гоголе. – М., 1987.
Золотусский И.П. Чичиков замешан совсем на иных дрожжах.../ Литература в школе. – 1979. – № 92. – С. 26-32.
Кожинов В.В. Разгул широкой жизни. «Мертвые души» Н.В. Гоголя / Кожинов В.В. Победы и беды России. – М., 2000. – С. 137-158.
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988.
Николаев Д.Г. Сатира Гоголя. – М., 1984.