Романтизм и реализм в романе М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени»

Программа

I. Герой и сюжет в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч».

1. Первое описание Печорина: что означают противоре­чия его характера? Роль рассказчика и обстоятельств расска­за.

2. Сюжет и две его завязки: реалистиче­ская и романтическая. Каким образом действие переводится в романтический план?

3. Развитие действия, кульминация и развязка: романти­ческие приемы в них. Почему гибнет Бэла? Почему она гиб­нет не сразу?

4. Второе описание Печорина («Максим Максимыч»): реалистическое или романтическое?

II. Своеобразие «любовного треугольника» в «Княжне Мери».

1. Проблема сочетания реализма и романтизма в обстоя­тельствах и сюжете повести.

2. Характер Грушницкого: в чем его реалистическая ти­пичность?

3. Характер Печорина: на чем основана идея его превос­ходства над Грушницким? Роль формы повествования: Пе­чорин как герой и как рассказчик. Особенности психологиз­ма повести.

Исследования

Григорян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». – Л., 1975.

Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. – М., 1973.

Мануйлов В.А. М.Ю. Лермонтов. – Л., 1976.

Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. – М.-Л., 1961.

Занятие 8

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя

Программа

I. Гоголь – продолжатель пушкинских традиций в изображении Петербурга.

II. Проблематика «Петербургских повестей»:

1. Контраст между идеалом и действительностью в повести «Невский проспект».

2. Реальность и фантастика в повести «Портрет». Своеобразие композиции.

3. Особенности психологизма в «Записках сумасшедшего».

4. Феномен «бюрократического сознания» в повести «Нос».

5. Конфликт «маленький человек – Стихия – Государство» в повести «Шинель».

Исследования

Белый А. Мастерство Гоголя. – М., 1996.

Гиппиус В.В. Гоголь. – М., 1999.

Золотусский И.П. Гоголь. – М., 1979.

О Гоголе. – М., 1987.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988.

Занятие 9

Драматургия Н.В. Гоголя

Программа

I. Экспериментальный характер комедии «Женитьба».

1. Нетрадиционность решения комедийной интриги.

2. Типология характеров: какую идею воплощает каждый персонаж?

3. Смысл финала комедии.

II. Новаторство драматургических принципов в комедии «Ревизор».

1. Городничий и Хлестаков: кто главный герой комедии?

2. «Хлестаковщина» как основная черта персонажей.

3. Многозначность немой сцены.

4. Истолкование комедии автором («Театральный разъезд...»).

Исследования

Белый А. Мастерство Гоголя. – М., 1996.

Гиппиус В.В. Гоголь. – М., 1999.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988.

Войтоловская Э.Л. Комедия Гоголя «Ревизор». Комментарии. – Л., 1971.

Мережковский Д.С. Гоголь и черт // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991.

Занятия 10, 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: