«Герой нашего времени»
Программа
I. Герой и сюжет в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч».
1. Первое описание Печорина: что означают противоречия его характера? Роль рассказчика и обстоятельств рассказа.
2. Сюжет и две его завязки: реалистическая и романтическая. Каким образом действие переводится в романтический план?
3. Развитие действия, кульминация и развязка: романтические приемы в них. Почему гибнет Бэла? Почему она гибнет не сразу?
4. Второе описание Печорина («Максим Максимыч»): реалистическое или романтическое?
II. Своеобразие «любовного треугольника» в «Княжне Мери».
1. Проблема сочетания реализма и романтизма в обстоятельствах и сюжете повести.
2. Характер Грушницкого: в чем его реалистическая типичность?
3. Характер Печорина: на чем основана идея его превосходства над Грушницким? Роль формы повествования: Печорин как герой и как рассказчик. Особенности психологизма повести.
Исследования
Григорян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». – Л., 1975.
|
|
Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. – М., 1973.
Мануйлов В.А. М.Ю. Лермонтов. – Л., 1976.
Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. – М.-Л., 1961.
Занятие 8
«Петербургские повести» Н.В. Гоголя
Программа
I. Гоголь – продолжатель пушкинских традиций в изображении Петербурга.
II. Проблематика «Петербургских повестей»:
1. Контраст между идеалом и действительностью в повести «Невский проспект».
2. Реальность и фантастика в повести «Портрет». Своеобразие композиции.
3. Особенности психологизма в «Записках сумасшедшего».
4. Феномен «бюрократического сознания» в повести «Нос».
5. Конфликт «маленький человек – Стихия – Государство» в повести «Шинель».
Исследования
Белый А. Мастерство Гоголя. – М., 1996.
Гиппиус В.В. Гоголь. – М., 1999.
Золотусский И.П. Гоголь. – М., 1979.
О Гоголе. – М., 1987.
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988.
Занятие 9
Драматургия Н.В. Гоголя
Программа
I. Экспериментальный характер комедии «Женитьба».
1. Нетрадиционность решения комедийной интриги.
2. Типология характеров: какую идею воплощает каждый персонаж?
3. Смысл финала комедии.
II. Новаторство драматургических принципов в комедии «Ревизор».
1. Городничий и Хлестаков: кто главный герой комедии?
2. «Хлестаковщина» как основная черта персонажей.
3. Многозначность немой сцены.
4. Истолкование комедии автором («Театральный разъезд...»).
Исследования
Белый А. Мастерство Гоголя. – М., 1996.
Гиппиус В.В. Гоголь. – М., 1999.
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988.
Войтоловская Э.Л. Комедия Гоголя «Ревизор». Комментарии. – Л., 1971.
Мережковский Д.С. Гоголь и черт // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991.
Занятия 10, 11