М.М. Пришвин (1873-1954)

М. Пришвин родился 23 января (4 февраля) 1873 в имении Хрущево близ г. Елец Орловской губернии. Исключен из Елецкой гимназии из-за конфликта с учителем географии, известным впоследствии писателем и философом В. В. Розановым, спустя годы ставшим единомышленником и другом Пришвина. Учился в Тюменском реальном училище, в Рижском политехникуме, за участие в работе марксистских кружков подвергался одиночному заключению (1897). Окончил агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета (1900–1902), затем до 1905 работал агрономом в земстве (Клин, Луга); выпустил несколько книг и статей по сельскому хозяйству. В годы первой мировой войны – фронтовой корреспондент, после Октябрьской революции жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье, вел педагогическую деятельность, занимался охотой и краеведением. В 1905 начал журналистскую деятельность.

Первый рассказ «Сашок» опубликовал в 1906. Увлекшись фольклором и этнографией, много путешествовал. Впечатлениями от европейского Севера (Олонец, Карелия, Норвегия) продиктованы первые книги Пришвина – путевые записи-очерки «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908), которые помогли их автору оказаться в центре литературной жизни Петербурга. Близость к символистски-декадентскому кругу писателей отразилась на рассказах «Крутоярский зверь», «Птичье кладбище» (оба 1911), повести-очерке «У стен града невидимого» («Светлое озеро», 1909), посвященной легендарному Китежу. Результатом поездок Пришвина в Крым и Казахстан стали очерки «Адам и Ева» (1909), «Черный Арал» (1910), «Славны бубны» (1913) и др. «Родственным вниманием» к природе, в которой писатель призывал узнавать «лицо самой жизни», отмечены многочисленные натурописательные очерки, охотничьи и детские рассказы, фенологические записки Пришвина, в т.ч. «Родники Берендея» (1925), вышедшие с дополнениями в 1935 под названием «Календарь природы». От научного знания и фольклора писатель идет к поэтической художественной прозе (так, очерк об оленях «Дорогие звери» предварил одно из лучших произведений Пришвина, повесть «Женьшень» (первоначальное название «Корень жизни», 1933). Сплав реалистического и романтического видения, правды и сказки «бывалого» и «небывалого» определил специфику пришвинской прозы. Переменчивый лик природы уловлен и в повести о Костромском, Ярославском краях («Неодетая весна»), и в цикле лирико-философских миниатюр «Лесная капель» и примыкающей к нему поэме в прозе «Фацелия» (все 1940). Другая линия творчества Пришвина – автобиографический роман «Кащеева цепь» (1923–1954; опубл. в 1960) и примыкающая к нему повесть о творчестве «Журавлиная родина» (1929). В этих произведениях духовные искания героя раскрываются на фоне реальных исторических событий в России ХХ в., запечатленных критически и трезво. Точность наблюдения художника и натуралиста, напряженность ищущей мысли, высокое нравственное чувство, свежий, образный язык, питаемый соками народной речи, обусловили непреходящий интерес читателя к сочинениям Пришвина, среди которых заметное место занимают также сказка-быль «Кладовая солнца» (1945), сюжетно связанная с ней повесть-сказка «Корабельная чаща» (1954).

В годы Великой Отечественной войны написал «Рассказы о ленинградских детях» (1943) и «Повесть нашего времени» (1945).

На 1946-1950 гг. падает завершение капитальной работы писателя – философского «романа-сказки» «Осударева дорога».

Постоянная духовная работа Пришвина, путь писателя к внутренней свободе особенно подробно и ярко прослеживаются в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957), где, в частности, дана правдивая картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинских репрессий, выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность. Проблема «собирания человека» ставится Пришвиным, которого во всей глубине только в конце ХХ в. стал узнавать отечественный читатель, и в повести «Мирская чаша» (другое название «Раб обезьяний», 1920; полностью опубл. в 1982), сопрягающей реформы Петра I и большевистские преобразования и рассматривающей последние как «новый крест» России и знак «тупика христианского мира». Умер Пришвин в Москве 16 января 1954.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: