Страсть есть неодолимое влечение к некой цели, охватывающее человека во всей его полноте. Страсть в обыденности — это воля, утрачивающая свой несвободный характер и приобретающая черты экстаза.
Завершившаяся и реализованная страсть становится наслаждением. Но обыденное бытие мужчины и женщины не может выдержать температуры страсти, и она либо выходит за пределы этого бытия, либо охлаждается и превращается в привычку.
Обыденность можно определить как мир, где страсть постоянно переходит в привычку, разрушая тем самым полноту жизни. Привычка есть суррогат страсти и наслаждения. Привычка — это универсальный способ перехода безграничности страсти и наслаждения в замкнутость удовлетворения. Это попытка избежать трагизмов, связанных со страстью и наслаждением, попытка обрести страсть и наслаждение, оставаясь в пределах обыденности.
Но страсть и наслаждение постоянно ускользают из обыденности, оставляя мужчину и женщину с привычкой, которая холодит их, обращаясь в рациональную заботу и равнодушие.
|
|
§ 8
Забота и равнодушие
Утрачивая страсть, мужчина и женщина пытаются воспроизвести ее в заботе друг о друге и детях. Дети скрепляют взаимоотношения мужчины и женщины в обыденности. Забота о детях есть постоянное вос-создание рода. Теперь уже мужчина и женщина не так зависят от рода с его запретами, они сами создают род и воспроизводят запреты. Запрет есть способ иллюзорного подогревания страсти, стремление раздвинуть границы привычки и превратить ее в некий «сладкий плод».
Однако устремленность к полноте жизни через запрет всегда есть бегство от самого себя. Поэтому родовая забота и связанные с ней запреты рано или поздно порождают равнодушие. Особенно ярко это проявляется в тот момент, когда дети вырастают и устои рода начинают колебаться под напором отчуждения.
§ 9