Анализ детских рисунков проводится психологом по методике «Кинетический рисунок семьи». Однако гораздо эффективнее с точки зрения задач тренинга обсудить субъективные переживания родителя в связи с рисунком ребенка, восприятие этого рисунка остальными участниками.
Упражнение «Парное приседание».
Цель: осознание необходимости установления равноправных взаимоотношений с ребенком.
Родители работают в парах: необходимо стать друг к другу спиной, облокотившись о партнера так, чтобы и одному, и другому было достаточно удобно. Затем без помощи рук пары должны присесть и встать, что возможно сделать только при равномерном распределении нагрузки между участниками взаимодействия.
Упражнение «О ком я забочусь».
Цель: Осознание степени равноправия в актуальных взаимоотношениях с ребенком.
Необходимо составить список людей, о которых каждый участник заботится на данном этапе своей жизни. Как правило, люди забывают внести в этот список себя, на что и призвано обратить внимание данное упражнение.
|
|
Упражнение «Мозговой штурм».
Цель: Осознание необходимости заботы родителя о себе для гармоничных взаимоотношений с ребенком.
Группа делится на две команды, каждая из которых должна в течение определенного времени привести как можно больше аргументов в пользу тезиса: «Заботясь о себе, мы заботимся о своей семье».
Упражнение «Лавина».
Цель: осознание необходимости заботы о себе.
«Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться с кем-нибудь, ни получить помощь раньше понедельника. Вы совсем одни, у вас нет никаких обязанностей, никакой домашней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию, чтобы создать себе веселое времяпровождение. У вас есть хорошая еда, вино, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора и радио». После того как работа завершена, участникам предлагается осуществить эти планы в ближайший выходной: «Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?»
Упражнение «3 ответа».
Домашнее задание.
1) Ежедневно заботиться о себе.
2) Обсудить на семейном совете вопрос о более справедливом, равноправном распределении обязанностей в семье.
3) Предложить ребенку подумать, как можно заботиться о родителях.
ЗАНЯТИЕ 8
Цель: осознание своих типичных реакций в конфликтных ситуациях; обучение конструктивному решению конфликтов.