Домашнее задание.
1) Применить на практике способы неформального общения, поддержки.
2) Составить список проблем во взаимоотношениях с ребенком.
ЗАНЯТИЕ 6
Цель: осознание неэффективных стратегий родителей; обучение методике передачи ребенку ответственности за свою жизнь.
Обсуждение домашнего задания
Родители делятся своими удачами и воспитательными находками в области повышения самоуважения детей.
Упражнение «Снятие напряжения».
Цель: обучение навыкам снятия напряжения.
Родителям предлагается закрыть глаза и определить те части тела, которые в данный момент наиболее напряжены. Затем в парах участники помогают друг другу мягкими массажными движениями снять напряжение.
Упражнение «Охапка обязанностей».
Цель: осознание необходимости уделять время ребенку.
Одного из родителей спрашивают, сможет ли он пройти по нарисованной на полу линии. Затем ему в руки дают коробки, символизирующие разного рода обязанности, которые «должен» выполнять родитель. С охапкой этих «обязанностей» пройти по линии уже куда сложнее. Интерпретируя эту аллегорию, родители приходят к выводу, что чрезмерная загруженность обязанностями по отношению к ребенку не позволяет видеть перспектив, «зашумляет» воспитательную стратегию, лишая ее цельности и гармоничности.
Передача ответственности ребенку
При передаче ребенку ответственности за решение проблем, непосредственно затрагивающих его жизнь, необходимо выполнить следующие 10 условий:
1. Спокойная обстановка. Готовность к диалогу с обеих сторон.
2. Не заниматься попутно каким-либо другим делом.
3. Заранее подготовить высказывание.
4. Исключить из него оценки («плохо себя ведешь», «лентяй») и обобщения («никогда», «всегда», «вечно»).
5. Говорить о конкретных действиях.
6. Говорить о своих чувствах, мыслях, желаниях, чаще используя «я», чем «ты».
7. Заверить ребенка в своем дружеском участии в его делах.
8. Не превращать все в нудную, долгую нотацию.
9. Следить за реакцией ребенка.
10. Завершить дружеским физическим контактом (обнять, поцеловать, похлопать по плечу и т.п.).
Упражнение «3 ответа».
Домашнее задание.
1) Использовать «Я-высказывания» в общении с детьми и взрослыми.
2) Попросить ребенка нарисовать семью за любимым занятием.
ЗАНЯТИЕ 7
Цель: осознание необходимости установления равноправных взаимоотношений с ребенком; овладение навыком использования «Я-высказываний» для решения проблем, непосредственно касающихся жизни родителя.