Ценовая и неценовая конкуренция в России

Избранная российскими товаропроизводителями модель экономического поведения позволяет ранжировать предприятия в зависимости от степени развития конкуренции на товарных рынках на две группы:

1. предприятия, функционирующие на концентрированных и монополизированных рынках товаров и услуг;

2. во вторую группу включены предприятия, работающие на конкурентных рынках.

Основные черты экономического поведения предприятий первой группы — отсутствие поиска путей расширения производства, снижения себестоимости продукции, повышения качества оказываемых услуг, инертность в выработке и проведении маркетинговых стратегий. Но при этом нельзя не отметить появившиеся «ростки» конкуренции, к примеру, за счет привлечения коммерческих организаций на конкурсной основе в отдельных сегментах рынков жилищно-коммунального хозяйства и почтовых услуг. Появление конкурентов в ближайшем будущем может привести к альтернативным вариантам развития:

- либо к ожесточенному противодействию со стороны субъектов монопольных рынков, которое вызовет необходимость пресечения фактов монополистической деятельности;

- либо к постепенному формированию рыночного мышления у руководства этих предприятий, что потребует оказания государственной поддержки.

В свою очередь в деятельности функционирующих на конкурентных рынках предприятий наблюдаются прямо противоположные модели поведения.

С одной стороны, это субъекты хозяйствования, которые в условиях жесткой конкуренции не нашли своей ниши на рынке, вследствие чего ими выдвигаются требования мер государственной поддержки, т.е. целевых инвестиций, налоговых льгот, таможенного протекционизма. Отсюда — необходимость в проведении регулярных комплекс­ных межведомственных обследований с целью выбора приоритетов при осуществлении государственной поддержки предприятий.

С другой стороны, нашедшие свой сегмент рынка и успешно работаю­щие предприятия, хотя и проигры­вающие иностранным компаниями в рекламной политике и качестве упаковки. Для них характерны продуманная ассортиментная политика, интеграция с поставщиками сырья и комплектующих, технологическая перестройка производства, отлаженные схемы сбыта продукции и поиск новых каналов сбыта, разработка инвестиционной программы (долгосрочные финансовые вложения — доли и акции в дочерних предприятиях, фирменных магазинах, ком­мерческих банках), работа с недвижимостью. С точки зрения развития конкурентной среды по отношению к таким субъектам рынка были бы целесообразны: разработка дифференцированного подхода к оценке деятельности вертикально интегрированных структур; содействие развитию тароупаковочной индустрии и созданию равных экономических возможностей для рекламы российских и зарубежных производителей (а в отдельных случаях и преимущественного доступа отечественным производителям). [14, c. 234]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: