Потребности человека по Маслоу

1- физиологические потребности (жажда, голод, секс, жизнь и т.п.);

2- потребность в безопасности (освобождение от боли и страха, избежание угрожающих ситуаций, уверенность в завтрашнем дне);

3- потребность в эмоционально окрашенных связях с другими людьми (друзьями, женой, детьми, той или иной социальной группой). Маслоу считает, что в современном обществе именно эта потребность чаще всего не удовлетворяется;

4- потребность в достойной оценке и признании другими, а также во взвешенной высокой самооценке;

5- потребность в самоактуализации (стремление стать таким, каким только способен). По Маслоу – одна из важных особенностей самоактуализации не в отсутствии проблем, а в переходе от мелких и ненастоящих проблем к глубоким и настоящим.

Однако «высшие потребности» имеют, по Маслоу, «инстинктоидный» характер. Подобно низшим они являются проявлением подсознательных побуждений человека. Более высокие потребности направляют поведение индивида постольку, поскольку удовлетворяют более низкие. Весьма немногие люди добиваются самоактуализации, воплощая человеческую сущность. Как считает Маслоу, они составляют примерно сотую часть населения, являя образец психически здоровых и максимально выражающих человеческое назначение.

В своих более поздних работах Маслоу не ограничивается прежней строгой последовательностью в удовлетворении потребностей => основное внимание он начинает уделять метомотивации, которая присуща тем, кто достиг высшего уровня развития.

Первостепенное значение самоактуализации провозглашается и остальными «гуманистическими психологами», выделяющими в ней желание человека реализовать все свои основные потенции. Важная роль при этом отводится понятию «самости» – сокровенное ядро личности, характеризуя ее интенциональность (в данном случае – целенаправленность на реализацию максимума возможностей).

Человек, устремленный к целостности: мыслит не мысль, переживает не переживание, надеется не надежда, действует не действие => мыслит, переживает, надеется и действует единый целостный человек.

Единственный человек может предстать в своих совмещенных ипостасях:

1. – мир его познания (познавательные потребности);

2. – мир его переживаний (в том числе ценностных потребностей);

3. мир его деятельности (потребности в постоянном и нравственном).

Говоря о человеке целостном мы можем выделить следующие аспекты:

· целостно-функциональный аспект – анализ основной формы (сторона ипостаси) психики, ее основные целостные формы;

· структурно функциональный аспект – анализ основных подсистем, уровней и элементов психической жизни, их структура и функции.

Целостно- функциональный анализ человека позволяет в дальнейшем рассмотреть бессознательное и сознательное с познавательными системами, которые их включают как свои составные части.

Психическая жизнь предстает в 3-х основных формах:

1. – ценностной;

2. – познавательной;

3. – побудительной.

Содержание ценностной формы определяет переживания, эмоции и чувства, связанные с совокупностью ценностей и ценностных ориентаций человека.

Восприятие и представление, воспроизведение окружающих процессов и явлений, эмоции и переживания выражают степень реализованного, реализуемого или возможного удовлетворения различных потребностей человека.

Нам кажется нелепым говорить о ценностях и ценностных ориентациях только как об имеющих позитивную значимость и направленность. Человек не только к чему-то стремиться, но и чего-то старается избегать. Отрицательные ценности – это те ценности, которых мы избегаем, чего боимся. От ценностных ориентаций человека зависит направление внимания, избирание интеллектуальной деятельности и эмоциональных процессов. Ценность – это не только субъективное желанное, но и объективное желанное. Как правило под ценностью подразумевается полезность и целесообразность.

«Я поглощаю, следовательно существую» (Сальвадор Дали).

13.10.2003


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: