Сюда входит получение, переработка, производство, обмен и хранение осознанной и неосознанной информации. Главная же цель – воссоздать по возможности наиболее адекватную картину внешнего мира и самого себя.
Информационные процессы для человека столь же важны, как и обмен с окружающей средой веществом и энергией. Поиск активного ориентационного поведения в той или иной мере развиты у всех животных. Но лишь у человека они приобретают характер творческого надситуативного поиска. Познавательная деятельность может иметь и эстетический, и этический, и религиозный, и непосредственно жизненно-практический характер.
В наиболее теоретически развитом виде познавательная деятельность предстает в научном познании.
Объяснение человека из социального окружения:
1 – культурологическое – духовно-культурное содержание личности (П.Сорокин);
2 –социологическое – главное – совокупность ролей человека, которые он играет в жизни;
3 – политологическое;
4 – воспитательное.