НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В современных условиях развития экономики во всех странах
мира остро встали проблемы гарантирования качества материаль-
ных товаров и услуг, предлагаемых потребителям. Особое значение
приобретают и тесно связанные с этим вопросы безопасности про-
дукции и услуг, производственных процессов, а также процессов
реализации, хранения, перевозки, эксплуатации и утилизации про-
дуктов труда.
В Российской Федерации для обеспечения решения данных
проблем в декабре 2002 г. принят закон ≪О техническом регулиро-
вании≫ [I]. В соответствии с ним техническое регулирование — это
правовое регулирование отношений в области установления, при-
менения и исполнения обязательных требований к продукции,
процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реа-
лизации и утилизации, а также в области установления и приме-
нения на добровольной основе требований к продукции, процес-
|
|
сам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое
регулирование отношений в области оценки соответствия.
Следует отметить, что действие данного закона не распростра-
няется на требования к функционированию единой сети связи
Российской Федерации и к продукции, связанные с обеспечени-
ем целостности, устойчивости функционирования указанной сети
связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением
целостности единой сети связи Российской Федерации и исполь-
зованием радиочастотного спектра. Данные требования соответ-
ственно устанавливаются и регулируются законодательством Рос-
сийской Федерации в области связи. Под действие рассматривае-
мого закона не подпадают также государственные образовательные
стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и пра-
вила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии
ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.
Кроме того, в соответствии с законом ≪О техническом регули-
ровании≫ в случае отсутствия требований технических регламентов
в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой
для федеральных государственных нужд по государственному обо-
ронному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях
защиты сведений, составляющих государственную тайну или отно-
симых к охраняемой (в соответствии с законодательством Россий-
ской Федерации) информации ограниченного доступа, продукции
(работ, услуг), сведения о которой составляют государственную
|
|
тайну, обязательными являются требования к продукции, ее харак-
теристикам и требования к процессам производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные фе-
деральными органами исполнительной власти, являющимися в пре-
делах своей компетенции государственными заказчиками оборон-
ного заказа, и (или) государственным контрактом.
Правительству Российской Федерации разрешено устанавливать
порядок разработки, принятия и применения документов о стандар-
тизации в отношении данной продукции (работ, услуг) и оценки ее
соответствия, в том числе государственный контроль соблюдения
обязательных требований к ней. При этом обязательные требования
к указанной продукции (работам, услугам) не должны противоречить
требованиям утвержденных технических регламентов.
В законе четко устанавливаются области технического регули-
рования (рис. 5.1). Это обязательные требования и требования к
объектам технического регулирования, принимаемые на добро-
вольной основе, а также оценка соответствия данных объектов.
На рассматриваемом рисунке приводится и конкретный пере-
чень объектов технического регулирования. Это — материальная
продукция, различные услуги и работы, а также процессы произ-
водства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утили-
зации продуктов труда.
В системе технического регулирования Российской Федерации
применяются следующие документы (рис. 5.2):
• технические регламенты, требования которых являются обя-
зательными для исполнения на территории и всеми организаци-
ями Российской Федерации;
• стандарты, устанавливающие требования, принимаемые орга-
низациями на добровольной основе;
• сертификаты для оценки и подтверждения соответствия про-
дукции или иных объектов, процессов производства, эксплуата-
ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения
работ или оказания услуг требованиям технических регламентов
или рекомендуемым^нормам стандартов.
Рис. 5.2. Документы, применяемые в системе технического регулирования
Особенности применения данных документов рассмотрим в
следующих разделах, а сейчас отметим следующие существенные
положения закона, которые необходимо учитывать в практичес-
кой деятельности, связанной с техническим регулированием. По-
ложения федеральных законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения
закона о техническом регулировании (в том числе прямо или кос-
венно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за
соблюдением требований технических регламентов), могут при-
меняться в части, не противоречащей этому закону.
Кроме того, федеральные органы исполнительной власти впра-
ве издавать в сфере технического регулирования акты только ре-
комендательного характера, за исключением случаев, связанных
с оборонными объектами и продукцией, работами и услугами,
сведения о которых составляют государственную тайну. В то же
время, если международным договором Российской Федерации в
сфере технического регулирования установлены иные правила,
чем предусмотренные законом о техническом регулировании,
применяются правила международного договора.
В случаях, если из международного договора следует, что для
его применения требуется издание внутригосударственного акта,
применяются правила международного договора и принятое на его
основе законодательство Российской Федерации.
Техническое регулирование в нашей стране с 2003 г. строится
на новых принципах. Основными принципами технического ре-
гулирования (рис. 5.3) являются следующие:
• применение единых правил установления требований к продук-
|
|
ции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
• соответствие технического регулирования уровню развития
национальной экономики, развития материально-технической
базы, а также уровню научно-технического развития;
• независимость органов по аккредитации, органов по серти-
фикации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобре-
тателей;
• единая система и правила аккредитации;
• единство правил и методов исследований (испытаний) и из-
мерений при проведении процедур обязательной оценки соответ-
ствия;
• единство применения требований технических регламентов
независимо от видов или особенностей сделок;
• недопустимость ограничения конкуренции при осуществле-
нии аккредитации и сертификации;
• недопустимость совмещения полномочий органа государ-
ственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
• недопустимость совмещения одним органом полномочий на
аккредитацию и сертификацию;
• недопустимость внебюджетного финансирования государ-
ственного контроля (надзора) за соблюдением требований техни-
ческих регламентов.
В Российской Федерации могут применяться общие техничес-
кие регламенты и специальные технические регламенты.
Требования общего технического регламента обязательны для
применения и соблюдения в отношении любых видов продукции,
процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ре-
ализации и утилизации.
Такие регламенты принимаются для решения следующих про-
блем:
• безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;
• безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и
безопасного использования прилегающих к ним территорий;
• пожарной безопасности;
• биологической безопасности;
• электромагнитной совместимости;
• экологической безопасности;
• ядерной и радиационной безопасности.
Требованиями специального технического регламента учиты-
ваются технологические и иные особенности отдельных видов
|
|
продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации.
Специальные технические регламенты устанавливают требова-
ния только к тем отдельным видам продукции, процессам произ-
водства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утили-
зации, в отношении которых цели не обеспечиваются требовани-
ями общих технических регламентов, а степень риска причинения
вреда выше степени риска причинения вреда, учтенной общим
техническим регламентом.
При этом обязательные требования к отдельным видам продук-
ции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевоз-
ки, реализации и утилизации могут определяться совокупностью
требований общих технических регламентов и специальных тех-
нических регламентов.
Рассмотрим порядок разработки и принятия технических рег-
ламентов и национальных стандартов, установленный законом
о техническом регулировании. На рис. 5.4 приведен порядок раз-
работки и принятия технических регламентов в Российской Фе-
дерации. Разработчиком проекта технического регламента может
быть любое лицо. О разработке проекта технического регламен-
та должно быть опубликовано уведомление в печатном издании
федерального органа исполнительной власти по техническому ре-
гулированию и в информационной системе общего пользования
в электронно-цифровой форме. Данное уведомление должно со-
держать информацию о том, в отношении какой продукции, про-
цессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реали-
зации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые тре-
бования.
В уведомлении должны приводиться:
• краткое изложение цели технического регламента;
• обоснование необходимости его разработки;
• указаны те разрабатываемые требования, которые отличают-
ся от положений соответствующих международных стандартов или
обязательных требований, действующих на территории Российс-
кой Федерации в момент разработки проекта данного техничес-
кого регламента;
• информация о способе ознакомления с проектом техничес-
кого регламента;
• наименование или фамилия, имя, отчество разработчика про-
екта данного технического регламента;
• почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по
которым должен осуществляться прием в письменной форме за-
мечаний заинтересованных лиц.
С момента опубликования уведомления о разработке проек-
та технического регламента соответствующий проект техничес-
кого регламента должен быть доступен заинтересованным
лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию за-
интересованного лица предоставить ему копию проекта техни-
ческого регламента. При этом плата, взимаемая за предоставле-
ние данной копии, не может превышать затраты на ее изготов-
ление.
Далее разработчик дорабатывает проект технического регламента
с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересо-
ванных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического
регламента и составляет перечень полученных в письменной фор-
ме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содер-
жания данных замечаний и результатов их обсуждения.
Разработчик обязан сохранять полученные в письменной фор-
ме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу
принимаемого соответствующим нормативным правовым актом
технического регламента и предоставлять их депутатам Государ-
ственной Думы, представителям федеральных органов исполни-
тельной власти и экспертным комиссиям по техническому регу-
лированию по их запросам.
Срок публичного обсуждения проекта технического регламен-
та со дня опубликования уведомления о разработке проекта тех-
нического регламента до дня опубликования уведомления о за-
вершении публичного обсуждения не может быть менее чем два
месяца.
Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта
технического регламента должно быть опубликовано в печатном
издании федерального органа исполнительной власти по техни-
ческому регулированию и в информационной системе общего
пользования в электронно-цифровой форме.
Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта
технического регламента должно включать:
• информацию о способе ознакомления с проектом техничес-
кого регламента;
• перечень полученных в письменной форме замечаний заин-
тересованных лиц, наименование или фамилию, имя, отчество
разработчика проекта технического регламента;
• почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по
которым с разработчиком может быть осуществлена связь.
Со дня опубликования уведомления о завершении публичного
обсуждения проекта технического регламента доработанный про-
ект технического регламента и перечень полученных в письмен-
ной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступ-
ны заинтересованным лицам для ознакомления. Федеральный
орган исполнительной власти по техническому регулированию
обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о
разработке проекта технического регламента и завершении пуб-
личного обсуждения этого проекта в течение десяти дней с мо-
мента оплаты опубликования уведомлений.
Следует учитывать, что внесение субъектом права законода-
тельной инициативы проекта федерального закона о техническом
регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии
следующих обязательных документов:
• обоснование необходимости принятия федерального закона
о техническом регламенте с указанием тех требований, которые
отличаются от положений соответствующих международных стан-
дартов или обязательных требований, действующих на территории
Российской Федерации в момент разработки проекта технического
регламента;
• финансово-экономическое обоснование принятия федераль-
ного закона о техническом регламенте;
• документы, подтверждающие опубликование уведомления о
разработке проекта технического регламента;
• документы, подтверждающие опубликование уведомления о
завершении публичного обсуждения проекта технического регла-
мента;
• перечень полученных в письменной форме замечаний заин-
тересованных лиц.
Внесенный в Государственную Думу проект федерального за-
кона о техническом регламенте с приложением указанных доку-
ментов направляется Государственной Думой в Правительство
Российской Федерации. На проект федерального закона о техни-
ческом регламенте Правительство Российской Федерации в тече-
ние месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготов-
ленный с учетом заключения экспертной комиссии по техничес-
кому регулированию. Далее проект федерального закона о техни-
ческом регламенте, принятый Государственной Думой в первом
чтении, публикуется в печатном издании федерального органа
исполнительной власти по техническому регулированию и в ин-
формационной системе общего пользования в электронно-циф-
ровой форме.
Поправки к принятому в первом чтении проекту федерально-
го закона о техническом регламенте после окончания срока их
подачи публикуются в информационной системе общего пользо-
вания в электронно-цифровой форме не позднее чем за месяц до
рассмотрения Государственной Думой проекта федерального за-
кона о техническом регламенте во втором чтении.
Федеральный орган исполнительной власти по техническому
регулированию обязан опубликовать в своем печатном издании
проект федерального закона о техническом регламенте в течение
десяти дней с момента оплаты его опубликования. Далее проект
федерального закона о техническом регламенте, подготовленный
ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Пра-
вительство Российской Федерации не позднее чем за месяц до
рассмотрения указанного проекта Государственной Думой во вто-
ром чтении. На проект федерального закона о техническом рег-
ламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца
направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с
учетом заключения экспертной комиссии по техническому регу-
лированию.
Экспертиза проектов технических регламентов осуществляет-
ся экспертными комиссиями по техническому регулированию, в
состав которых на паритетных началах включаются представите-
ли федеральных органов исполнительной власти, научных орга-
низаций, общественных объединений предпринимателей и потре-
бителей. Следует учитывать, что заседания экспертных комиссий
по техническому регулированию являются открытыми.
Заключения экспертных комиссий по техническому регулиро-
ванию подлежат обязательному опубликованию в печатном изда-
нии федерального органа исполнительной власти по техническо-
му регулированию и в информационной системе общего пользо-
вания в электронно-цифровой форме.
В том случае, если будет установлено, что утвержденный тех-
нический регламент не соответствует интересам национальной
экономики, развитию материально-технической базы и уровню
научно-технического развития, а также международным нормам
и правилам, Правительство Российской Федерации обязано начать
процедуру, аналогичную рассмотренной для внесения изменений
в технический регламент или отмены технического регламента.
В исключительных случаях при возникновении обстоятельств,
приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граж-
дан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и расте-
ний возможен особый упрощенный порядок разработки и приня-
тия технических регламентов. Он предусматривает издание Пре-
зидентом Российской Федерации технического регламента без его
публичного обсуждения.
Аналогичный порядок применяется и в случаях, если для обес-
печения безопасности продукции, процессов производства, экс-
плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необ-
ходимо незамедлительное принятие соответствующего норматив-
ного правового акта о техническом регламенте.
Правительство Российской Федерации также в указанных слу-
чаях до вступления в силу федерального закона о техническом
регламенте вправе издать постановление о соответствующем тех-
ническом регламенте.
При этом проект постановления Правительства Российской
Федерации о техническом регламенте, подготовленный к рассмот-
рению на заседании Правительства Российской Федерации, не
позднее чем за месяц до его рассмотрения направляется на экс-
пертизу в соответствующую экспертную комиссию по техничес-
кому регулированию. Проект постановления Правительства Рос-
сийской Федерации о техническом регламенте рассматривается на
заседании Правительства Российской Федерации с учетом заклю-
чения соответствующей экспертной комиссии по техническому
регулированию.
Но и в этом случае должна обеспечиваться необходимая глас-
ность — проект постановления Правительства Российской Феде-
рации о техническом регламенте должен быть опубликован в пе-
чатном издании федерального органа исполнительной власти по
техническому регулированию и в информационной системе обще-
го пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за
месяц до его рассмотрения на заседании Правительства Российс-
кой Федерации.
Технический регламент может быть принят международным
договором (в том числе договором с государствами — участника-
ми Содружества Независимых Государств), подлежащим ратифи-
кации в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации. В этом случае проект технического1 регламента также
разрабатывается в упрощенном порядке.
Проведенное нами рассмотрение порядка разработки и приня-
тия технических регламентов позволяет сделать вывод о том, что
он, с одной стороны, призван защитить потребителей и окружа-
ющую среду от вредных продуктов труда, а с другой — направлен
на минимальное ограничение предпринимательской деятельнос-
ти в Российской Федерации, создание условий для ее дальнейшего
развития.