Основы технического регулирования

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В современных условиях развития экономики во всех странах

мира остро встали проблемы гарантирования качества материаль-

ных товаров и услуг, предлагаемых потребителям. Особое значение

приобретают и тесно связанные с этим вопросы безопасности про-

дукции и услуг, производственных процессов, а также процессов

реализации, хранения, перевозки, эксплуатации и утилизации про-

дуктов труда.

В Российской Федерации для обеспечения решения данных

проблем в декабре 2002 г. принят закон ≪О техническом регулиро-

вании≫ [I]. В соответствии с ним техническое регулирование — это

правовое регулирование отношений в области установления, при-

менения и исполнения обязательных требований к продукции,

процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реа-

лизации и утилизации, а также в области установления и приме-

нения на добровольной основе требований к продукции, процес-

сам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации

и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое

регулирование отношений в области оценки соответствия.

Следует отметить, что действие данного закона не распростра-

няется на требования к функционированию единой сети связи

Российской Федерации и к продукции, связанные с обеспечени-

ем целостности, устойчивости функционирования указанной сети

связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением

целостности единой сети связи Российской Федерации и исполь-

зованием радиочастотного спектра. Данные требования соответ-

ственно устанавливаются и регулируются законодательством Рос-

сийской Федерации в области связи. Под действие рассматривае-

мого закона не подпадают также государственные образовательные

стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и пра-

вила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии

ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

Кроме того, в соответствии с законом ≪О техническом регули-

ровании≫ в случае отсутствия требований технических регламентов

в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой

для федеральных государственных нужд по государственному обо-

ронному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях

защиты сведений, составляющих государственную тайну или отно-

симых к охраняемой (в соответствии с законодательством Россий-

ской Федерации) информации ограниченного доступа, продукции

(работ, услуг), сведения о которой составляют государственную

тайну, обязательными являются требования к продукции, ее харак-

теристикам и требования к процессам производства, эксплуатации,

хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные фе-

деральными органами исполнительной власти, являющимися в пре-

делах своей компетенции государственными заказчиками оборон-

ного заказа, и (или) государственным контрактом.

Правительству Российской Федерации разрешено устанавливать

порядок разработки, принятия и применения документов о стандар-

тизации в отношении данной продукции (работ, услуг) и оценки ее

соответствия, в том числе государственный контроль соблюдения

обязательных требований к ней. При этом обязательные требования

к указанной продукции (работам, услугам) не должны противоречить

требованиям утвержденных технических регламентов.

В законе четко устанавливаются области технического регули-

рования (рис. 5.1). Это обязательные требования и требования к

объектам технического регулирования, принимаемые на добро-

вольной основе, а также оценка соответствия данных объектов.

На рассматриваемом рисунке приводится и конкретный пере-

чень объектов технического регулирования. Это — материальная

продукция, различные услуги и работы, а также процессы произ-

водства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утили-

зации продуктов труда.

В системе технического регулирования Российской Федерации

применяются следующие документы (рис. 5.2):

• технические регламенты, требования которых являются обя-

зательными для исполнения на территории и всеми организаци-

ями Российской Федерации;

• стандарты, устанавливающие требования, принимаемые орга-

низациями на добровольной основе;

• сертификаты для оценки и подтверждения соответствия про-

дукции или иных объектов, процессов производства, эксплуата-

ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения

работ или оказания услуг требованиям технических регламентов

или рекомендуемым^нормам стандартов.

Рис. 5.2. Документы, применяемые в системе технического регулирования

Особенности применения данных документов рассмотрим в

следующих разделах, а сейчас отметим следующие существенные

положения закона, которые необходимо учитывать в практичес-

кой деятельности, связанной с техническим регулированием. По-

ложения федеральных законов и иных нормативных правовых

актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения

закона о техническом регулировании (в том числе прямо или кос-

венно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за

соблюдением требований технических регламентов), могут при-

меняться в части, не противоречащей этому закону.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти впра-

ве издавать в сфере технического регулирования акты только ре-

комендательного характера, за исключением случаев, связанных

с оборонными объектами и продукцией, работами и услугами,

сведения о которых составляют государственную тайну. В то же

время, если международным договором Российской Федерации в

сфере технического регулирования установлены иные правила,

чем предусмотренные законом о техническом регулировании,

применяются правила международного договора.

В случаях, если из международного договора следует, что для

его применения требуется издание внутригосударственного акта,

применяются правила международного договора и принятое на его

основе законодательство Российской Федерации.

Техническое регулирование в нашей стране с 2003 г. строится

на новых принципах. Основными принципами технического ре-

гулирования (рис. 5.3) являются следующие:

• применение единых правил установления требований к продук-

ции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки,

реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

• соответствие технического регулирования уровню развития

национальной экономики, развития материально-технической

базы, а также уровню научно-технического развития;

• независимость органов по аккредитации, органов по серти-

фикации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобре-

тателей;

• единая система и правила аккредитации;

• единство правил и методов исследований (испытаний) и из-

мерений при проведении процедур обязательной оценки соответ-

ствия;

• единство применения требований технических регламентов

независимо от видов или особенностей сделок;

• недопустимость ограничения конкуренции при осуществле-

нии аккредитации и сертификации;

• недопустимость совмещения полномочий органа государ-

ственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

• недопустимость совмещения одним органом полномочий на

аккредитацию и сертификацию;

• недопустимость внебюджетного финансирования государ-

ственного контроля (надзора) за соблюдением требований техни-

ческих регламентов.

В Российской Федерации могут применяться общие техничес-

кие регламенты и специальные технические регламенты.

Требования общего технического регламента обязательны для

применения и соблюдения в отношении любых видов продукции,

процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ре-

ализации и утилизации.

Такие регламенты принимаются для решения следующих про-

блем:

• безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

• безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и

безопасного использования прилегающих к ним территорий;

• пожарной безопасности;

• биологической безопасности;

• электромагнитной совместимости;

• экологической безопасности;

• ядерной и радиационной безопасности.

Требованиями специального технического регламента учиты-

ваются технологические и иные особенности отдельных видов

продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения,

перевозки, реализации и утилизации.

Специальные технические регламенты устанавливают требова-

ния только к тем отдельным видам продукции, процессам произ-

водства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утили-

зации, в отношении которых цели не обеспечиваются требовани-

ями общих технических регламентов, а степень риска причинения

вреда выше степени риска причинения вреда, учтенной общим

техническим регламентом.

При этом обязательные требования к отдельным видам продук-

ции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевоз-

ки, реализации и утилизации могут определяться совокупностью

требований общих технических регламентов и специальных тех-

нических регламентов.

Рассмотрим порядок разработки и принятия технических рег-

ламентов и национальных стандартов, установленный законом

о техническом регулировании. На рис. 5.4 приведен порядок раз-

работки и принятия технических регламентов в Российской Фе-

дерации. Разработчиком проекта технического регламента может

быть любое лицо. О разработке проекта технического регламен-

та должно быть опубликовано уведомление в печатном издании

федерального органа исполнительной власти по техническому ре-

гулированию и в информационной системе общего пользования

в электронно-цифровой форме. Данное уведомление должно со-

держать информацию о том, в отношении какой продукции, про-

цессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реали-

зации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые тре-

бования.

В уведомлении должны приводиться:

• краткое изложение цели технического регламента;

• обоснование необходимости его разработки;

• указаны те разрабатываемые требования, которые отличают-

ся от положений соответствующих международных стандартов или

обязательных требований, действующих на территории Российс-

кой Федерации в момент разработки проекта данного техничес-

кого регламента;

• информация о способе ознакомления с проектом техничес-

кого регламента;

• наименование или фамилия, имя, отчество разработчика про-

екта данного технического регламента;

• почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по

которым должен осуществляться прием в письменной форме за-

мечаний заинтересованных лиц.

С момента опубликования уведомления о разработке проек-

та технического регламента соответствующий проект техничес-

кого регламента должен быть доступен заинтересованным

лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию за-

интересованного лица предоставить ему копию проекта техни-

ческого регламента. При этом плата, взимаемая за предоставле-

ние данной копии, не может превышать затраты на ее изготов-

ление.

Далее разработчик дорабатывает проект технического регламента

с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересо-

ванных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического

регламента и составляет перечень полученных в письменной фор-

ме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содер-

жания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной фор-

ме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу

принимаемого соответствующим нормативным правовым актом

технического регламента и предоставлять их депутатам Государ-

ственной Думы, представителям федеральных органов исполни-

тельной власти и экспертным комиссиям по техническому регу-

лированию по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта технического регламен-

та со дня опубликования уведомления о разработке проекта тех-

нического регламента до дня опубликования уведомления о за-

вершении публичного обсуждения не может быть менее чем два

месяца.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта

технического регламента должно быть опубликовано в печатном

издании федерального органа исполнительной власти по техни-

ческому регулированию и в информационной системе общего

пользования в электронно-цифровой форме.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта

технического регламента должно включать:

• информацию о способе ознакомления с проектом техничес-

кого регламента;

• перечень полученных в письменной форме замечаний заин-

тересованных лиц, наименование или фамилию, имя, отчество

разработчика проекта технического регламента;

• почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по

которым с разработчиком может быть осуществлена связь.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного

обсуждения проекта технического регламента доработанный про-

ект технического регламента и перечень полученных в письмен-

ной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступ-

ны заинтересованным лицам для ознакомления. Федеральный

орган исполнительной власти по техническому регулированию

обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о

разработке проекта технического регламента и завершении пуб-

личного обсуждения этого проекта в течение десяти дней с мо-

мента оплаты опубликования уведомлений.

Следует учитывать, что внесение субъектом права законода-

тельной инициативы проекта федерального закона о техническом

регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии

следующих обязательных документов:

• обоснование необходимости принятия федерального закона

о техническом регламенте с указанием тех требований, которые

отличаются от положений соответствующих международных стан-

дартов или обязательных требований, действующих на территории

Российской Федерации в момент разработки проекта технического

регламента;

• финансово-экономическое обоснование принятия федераль-

ного закона о техническом регламенте;

• документы, подтверждающие опубликование уведомления о

разработке проекта технического регламента;

• документы, подтверждающие опубликование уведомления о

завершении публичного обсуждения проекта технического регла-

мента;

• перечень полученных в письменной форме замечаний заин-

тересованных лиц.

Внесенный в Государственную Думу проект федерального за-

кона о техническом регламенте с приложением указанных доку-

ментов направляется Государственной Думой в Правительство

Российской Федерации. На проект федерального закона о техни-

ческом регламенте Правительство Российской Федерации в тече-

ние месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготов-

ленный с учетом заключения экспертной комиссии по техничес-

кому регулированию. Далее проект федерального закона о техни-

ческом регламенте, принятый Государственной Думой в первом

чтении, публикуется в печатном издании федерального органа

исполнительной власти по техническому регулированию и в ин-

формационной системе общего пользования в электронно-циф-

ровой форме.

Поправки к принятому в первом чтении проекту федерально-

го закона о техническом регламенте после окончания срока их

подачи публикуются в информационной системе общего пользо-

вания в электронно-цифровой форме не позднее чем за месяц до

рассмотрения Государственной Думой проекта федерального за-

кона о техническом регламенте во втором чтении.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому

регулированию обязан опубликовать в своем печатном издании

проект федерального закона о техническом регламенте в течение

десяти дней с момента оплаты его опубликования. Далее проект

федерального закона о техническом регламенте, подготовленный

ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Пра-

вительство Российской Федерации не позднее чем за месяц до

рассмотрения указанного проекта Государственной Думой во вто-

ром чтении. На проект федерального закона о техническом рег-

ламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца

направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с

учетом заключения экспертной комиссии по техническому регу-

лированию.

Экспертиза проектов технических регламентов осуществляет-

ся экспертными комиссиями по техническому регулированию, в

состав которых на паритетных началах включаются представите-

ли федеральных органов исполнительной власти, научных орга-

низаций, общественных объединений предпринимателей и потре-

бителей. Следует учитывать, что заседания экспертных комиссий

по техническому регулированию являются открытыми.

Заключения экспертных комиссий по техническому регулиро-

ванию подлежат обязательному опубликованию в печатном изда-

нии федерального органа исполнительной власти по техническо-

му регулированию и в информационной системе общего пользо-

вания в электронно-цифровой форме.

В том случае, если будет установлено, что утвержденный тех-

нический регламент не соответствует интересам национальной

экономики, развитию материально-технической базы и уровню

научно-технического развития, а также международным нормам

и правилам, Правительство Российской Федерации обязано начать

процедуру, аналогичную рассмотренной для внесения изменений

в технический регламент или отмены технического регламента.

В исключительных случаях при возникновении обстоятельств,

приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граж-

дан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и расте-

ний возможен особый упрощенный порядок разработки и приня-

тия технических регламентов. Он предусматривает издание Пре-

зидентом Российской Федерации технического регламента без его

публичного обсуждения.

Аналогичный порядок применяется и в случаях, если для обес-

печения безопасности продукции, процессов производства, экс-

плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необ-

ходимо незамедлительное принятие соответствующего норматив-

ного правового акта о техническом регламенте.

Правительство Российской Федерации также в указанных слу-

чаях до вступления в силу федерального закона о техническом

регламенте вправе издать постановление о соответствующем тех-

ническом регламенте.

При этом проект постановления Правительства Российской

Федерации о техническом регламенте, подготовленный к рассмот-

рению на заседании Правительства Российской Федерации, не

позднее чем за месяц до его рассмотрения направляется на экс-

пертизу в соответствующую экспертную комиссию по техничес-

кому регулированию. Проект постановления Правительства Рос-

сийской Федерации о техническом регламенте рассматривается на

заседании Правительства Российской Федерации с учетом заклю-

чения соответствующей экспертной комиссии по техническому

регулированию.

Но и в этом случае должна обеспечиваться необходимая глас-

ность — проект постановления Правительства Российской Феде-

рации о техническом регламенте должен быть опубликован в пе-

чатном издании федерального органа исполнительной власти по

техническому регулированию и в информационной системе обще-

го пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за

месяц до его рассмотрения на заседании Правительства Российс-

кой Федерации.

Технический регламент может быть принят международным

договором (в том числе договором с государствами — участника-

ми Содружества Независимых Государств), подлежащим ратифи-

кации в порядке, установленном законодательством Российской

Федерации. В этом случае проект технического1 регламента также

разрабатывается в упрощенном порядке.

Проведенное нами рассмотрение порядка разработки и приня-

тия технических регламентов позволяет сделать вывод о том, что

он, с одной стороны, призван защитить потребителей и окружа-

ющую среду от вредных продуктов труда, а с другой — направлен

на минимальное ограничение предпринимательской деятельнос-

ти в Российской Федерации, создание условий для ее дальнейшего

развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: