Нормативно-правовая база обеспечения качества продукции
строится с широким использованием двух развитых и широко рас-
пространенных во всем мире систем: стандартизации и сертифи-
кации.
Стандартизация —≪деятельность по установлению правил и ха-
рактеристик в целях их добровольного многократного использо-
вания, направленная на достижение упорядоченности в сферах
производства и обращения продукции.и повышение конкуренто-
способности продукции, работ или услуг.
Таким образом, деятельность по стандартизации предусматри-
вает достижение оптимальной степени упорядочения в определен-
ной области посредством установления положений для всеобще-
го и многократного использования в отношении реально суще-
ствующих или потенциальных задач. В частности, эта деятельность
проявляется при разработке, опубликовании и применении стан-
дартов.
Важнейшими результатами деятельности по стандартизации
являются повышение степени соответствия продукции, процессов
|
|
и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в
торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству.
Объектами стандартизации могут быть продукция, процесс,
услуга, система, требования, методы и т.д. Основным итогом де-
ятельности по стандартизации является стандарт.
Международная организация по стандартизации (ИСО) опре-
делила стандарт как документ, разработанный на основе консен-
суса и утвержденный признанным органом, в котором устанавли-
ваются для всеобщего и многократного использования правила,
общие принципы или характеристики, касающиеся различных
видов деятельности или их результатов, и который направлен на
достижение оптимальной степени упорядочения в определенной
области. При этом под консенсусом (согласием) понимают общее
согласие, характеризующееся отсутствием возражений по суще-
ственным вопросам у большинства заинтересованных сторон,
стремлением учесть мнения всех сторон и сблизить несовпадаю-
щие точки зрения. Иными словами, консенсус не предполагает
полного единодушия.
По определению, данному в законе Российской Федерации
≪О техническом регулировании≫, стандарт — это документ, в ко-
тором в целях добровольного многократного использования уста-
навливаются характеристики продукции, правила осуществления
и характеристики процессов производства, эксплуатации, хране-
ния, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или
оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к
терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам
и правилам их нанесения.
|
|
На рис. 5.5 приведены основные цели современной стандарти-
зации, которые определяют и результаты стандартизации, и основ-
ные направления ее развития.
Таким образом, важнейшими результатами деятельности по
стандартизации являются обеспечение безопасности продукции и
процессов, повышение степени соответствия продукции, процес-
сов и услуг их функциональному назначению, устранение барье-
ров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству.
дарты применяются на добровольной основе независимо от стра-
ны, места происхождения продукции, осуществления процессов
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или осо-
бенностей сделок. Это же относится и к лицам, являющимся из-
готовителями, исполнителями, продавцами или приобретателями
продуктов труда. Применение национального стандарта подтвер-
ждается знаком соответствия национальному стандарту.
Особый порядок применения имеют общероссийские классифи-
каторы технико-экономической и социальной информации. Эти
нормативные документы обязательны для применения при созда-
нии государственных информационных систем и информационных
ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок раз-
работки, принятия, введения в действие, ведения и применения
общероссийских классификаторов в социально-экономической
области устанавливается Правительством Российской Федерации.
Стандарты организаций, в том числе коммерческих, обще-
ственных, научных организаций, объединений юридических лиц
могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно. Со-
ответственно и порядок разработки, утверждения, учета, измене-
ния и отмены стандартов организаций устанавливается ими само-
стоятельно. Целью их применения может быть совершенствова-
ние производства и обеспечение качества продукции, выполнения
работ, оказания услуг, а также распространение и использование
полученных в различных областях знаний результатов исследова-
ний, измерений и разработок.
Применительно к объектам стандартизации и особенностям
использования различают следующие виды стандартов.
Стандарт гармонизированный относится к одному и тому же
объекту и утверждается различными органами, занимающимися
стандартизацией, обеспечивает взаимозаменяемость продукции, про-
цессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или
информации, представляемой в соответствии с этим стандартом.
Стандарт на продукцию устанавливает требования, которым
должна удовлетворять продукция или группа продукции с тем, что-
бы обеспечить ее соответствие своему назначению. Стандарт на
продукцию может включать кроме требования соответствия назна-
чению (непосредственно или с помощью ссылки) такие аспекты,
как термины и определения, отбор проб, испытания, упаковыва-
ние и этикетирование, а иногда технологические требования.
Стандарт на процесс устанавливает требования, которым дол-
жен удовлетворять процесс с тем, чтобы обеспечить соответствие
процесса его назначению.
Стандарт на совместимость— стандарт, устанавливающий
требования, касающиеся совместимости продукции или систем в
местах их сочленения.
Стандарт на услугу — стандарт, устанавливающий требования,
которым должна удовлетворять услуга, с тем, чтобы обеспечить
соответствие услуги ее назначению. Подобные стандарты могут
быть разработаны в таких областях, как стирка белья, гостинич-
ное хозяйство, транспорт, автосервис, телевизионная связь,
страхование, банковское дело, торговля и т.п.
Стандарт на систему устанавливает требования к системам.
Стандарт правим приемки устанавливает правила маркировки,
|
|
. упаковки, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта.
Стандарт технических требований устанавливает требования и
нормы, определяющие все или основные эксплуатационные, а в
ряде случаев и производственные показатели качества и свойства
изделий. Стандарт содержит оптимальные показатели качества,
которые необходимы при разработке и изготовлении деталей.
Особое значение в современных условиях имеют стандарты,
устанавливающие требования к системам управления качеством.
Международная организация по стандартизации в 1987 г. выпус-
тила первую версию данных стандартов — стандарты ИСО серии
9000, содержащие такие требования и предназначенные для пра-
вильного создания систем управления качеством организаций с
тем, чтобы они могли пройти сертификацию по единым между-
народным критериям.
Данная версия не была свободна от принципиальных недостат-
ков. Так, Дж. Джуран, оценивая ее, писал: ≪В стандартах ИСО се-
рии 9000:1987 нет ничего в отношении непрерывного улучшения
качества, удовлетворения потребителя или участия служащих....
Я думаю, наши европейские друзья будут в большом разочаровании.
Пропаганда говорит, что Ваши проблемы с качеством заканчивают-
ся, когда Ваша организация получила регистрацию по ИСО 9000,
но регистрация не означает, что Вы достигли качества мирового
класса. Мое мнение непопулярно среди организации по стандар-
тизации≫. Во многих случаях требования этой системы стандартов
могут не способствовать, а даже препятствовать деятельности по
качеству, прежде всего вследствие своей механистичности.
В 1994 г. вышла несколько более совершенная версия таких стан-
дартов. Целью этой версии являлось достижение удовлетворенно-
сти потребителя посредством предупреждения выпуска несоответ-
ствующей продукции. При этом система качества рассматривалась
как средство, обеспечивающее соответствие продукции установлен-
ным требованиям. Однако и эта версия данных стандартов содер-
жала существенные недостатки. Совершенствование системы уп-
|
|
равления качеством на основе этих стандартов нередко приводило
к излишней формализации и бюрократизации управления.
Кардинальное совершенствование данной серии стандартов
произошло в 2000 г. Как сказано в стандарте ИСО 9000: 2000, ≪це-
лью новой системы менеджмента качества стали постоянные улуч-
шения для увеличения вероятности повышения удовлетворенно-
сти как потребителей, так и других заинтересованных сторон≫. На
рис. 5.6 показана связь систем международных стандартов ИСО
серии 9000 версии 2000 г. и версии 1994 г. Новая версия этих стан-
дартов существенно уменьшилась количественно. Теперь она со-
держит всего три стандарта, посвященные формированию систем
менеджмента качества и требованиям к ним: ИСО 9000: 2000 (Си-
стемы менеджмента качества. Основные принципы и словарь),
ИСО 9001: 2000 (Системы менеджмента качества. Требования) и
ИСО 9004: 2000 (Системы менеджмента качества. Рекомендации
по улучшению деятельности).
Стандарт ИСО 9000: 2000 содержит концепцию менеджмента
качества и терминологию. ИСО 9001: 2000 устанавливает требо-
вания к системам качества и применяется для целей подготовки
к сертификации и аудиту. ИСО 9004: 2000 — стандарт, который
содержит методические указания по созданию систем менеджмен-
та качества, ориентированных на высокую эффективность деятель-
ности предприятия.
Еще один новый стандарт ИСО 19011: 2000 (Руководящие ука-
зания по аудиту систем менеджмента качества и окружающей сре-
ды) разработан в помощь аудиторам, проводящим оценку систем
качества. Он определяет основные правила и процедуры оценки
системы качества и окружающей среды.
Следует отметить, что новые стандарты ИСО 9001 и 9004, в
отличие от аналогичных стандартов версии 1997 и 1994 гг., пол-
ностью гармонизированы по структуре и содержанию. Это облег-
чает их изучение и применение.
Модель системы качества в соответствии с концепцией новых
стандартов представлена на рис. 5.7. Как можно видеть, основу
модели составляют четыре блока внутри овала, объединенные в
замкнутый управленческий цикл. Соответственно, структура стан-
дарта имеет блочное построение в отличие от строения по 20 эле-
ментам управления качеством в предыдущих версиях.
Новая структура и принципы управления качеством продукта
труда привели к значительному изменению и содержания стандар-
тов новой версии в сравнении с предыдущей. Ее главная идея —
максимальное приближение концепции системы менеджмента
качества к идеологии TQM.
Прежде всего разработчики этой версии стандартов на основе
анализа и обобщения практики TQM сформулировали восемь
181
принципов менеджмента качества, которые положены в основу
данных стандартов.