К объектам и системам качества

Нормативно-правовая база обеспечения качества продукции

строится с широким использованием двух развитых и широко рас-

пространенных во всем мире систем: стандартизации и сертифи-

кации.

Стандартизация —≪деятельность по установлению правил и ха-

рактеристик в целях их добровольного многократного использо-

вания, направленная на достижение упорядоченности в сферах

производства и обращения продукции.и повышение конкуренто-

способности продукции, работ или услуг.

Таким образом, деятельность по стандартизации предусматри-

вает достижение оптимальной степени упорядочения в определен-

ной области посредством установления положений для всеобще-

го и многократного использования в отношении реально суще-

ствующих или потенциальных задач. В частности, эта деятельность

проявляется при разработке, опубликовании и применении стан-

дартов.

Важнейшими результатами деятельности по стандартизации

являются повышение степени соответствия продукции, процессов

и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в

торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству.

Объектами стандартизации могут быть продукция, процесс,

услуга, система, требования, методы и т.д. Основным итогом де-

ятельности по стандартизации является стандарт.

Международная организация по стандартизации (ИСО) опре-

делила стандарт как документ, разработанный на основе консен-

суса и утвержденный признанным органом, в котором устанавли-

ваются для всеобщего и многократного использования правила,

общие принципы или характеристики, касающиеся различных

видов деятельности или их результатов, и который направлен на

достижение оптимальной степени упорядочения в определенной

области. При этом под консенсусом (согласием) понимают общее

согласие, характеризующееся отсутствием возражений по суще-

ственным вопросам у большинства заинтересованных сторон,

стремлением учесть мнения всех сторон и сблизить несовпадаю-

щие точки зрения. Иными словами, консенсус не предполагает

полного единодушия.

По определению, данному в законе Российской Федерации

≪О техническом регулировании≫, стандарт — это документ, в ко-

тором в целях добровольного многократного использования уста-

навливаются характеристики продукции, правила осуществления

и характеристики процессов производства, эксплуатации, хране-

ния, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или

оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к

терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам

и правилам их нанесения.

На рис. 5.5 приведены основные цели современной стандарти-

зации, которые определяют и результаты стандартизации, и основ-

ные направления ее развития.

Таким образом, важнейшими результатами деятельности по

стандартизации являются обеспечение безопасности продукции и

процессов, повышение степени соответствия продукции, процес-

сов и услуг их функциональному назначению, устранение барье-

ров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству.

дарты применяются на добровольной основе независимо от стра-

ны, места происхождения продукции, осуществления процессов

производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и

утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или осо-

бенностей сделок. Это же относится и к лицам, являющимся из-

готовителями, исполнителями, продавцами или приобретателями

продуктов труда. Применение национального стандарта подтвер-

ждается знаком соответствия национальному стандарту.

Особый порядок применения имеют общероссийские классифи-

каторы технико-экономической и социальной информации. Эти

нормативные документы обязательны для применения при созда-

нии государственных информационных систем и информационных

ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок раз-

работки, принятия, введения в действие, ведения и применения

общероссийских классификаторов в социально-экономической

области устанавливается Правительством Российской Федерации.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, обще-

ственных, научных организаций, объединений юридических лиц

могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно. Со-

ответственно и порядок разработки, утверждения, учета, измене-

ния и отмены стандартов организаций устанавливается ими само-

стоятельно. Целью их применения может быть совершенствова-

ние производства и обеспечение качества продукции, выполнения

работ, оказания услуг, а также распространение и использование

полученных в различных областях знаний результатов исследова-

ний, измерений и разработок.

Применительно к объектам стандартизации и особенностям

использования различают следующие виды стандартов.

Стандарт гармонизированный относится к одному и тому же

объекту и утверждается различными органами, занимающимися

стандартизацией, обеспечивает взаимозаменяемость продукции, про-

цессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или

информации, представляемой в соответствии с этим стандартом.

Стандарт на продукцию устанавливает требования, которым

должна удовлетворять продукция или группа продукции с тем, что-

бы обеспечить ее соответствие своему назначению. Стандарт на

продукцию может включать кроме требования соответствия назна-

чению (непосредственно или с помощью ссылки) такие аспекты,

как термины и определения, отбор проб, испытания, упаковыва-

ние и этикетирование, а иногда технологические требования.

Стандарт на процесс устанавливает требования, которым дол-

жен удовлетворять процесс с тем, чтобы обеспечить соответствие

процесса его назначению.

Стандарт на совместимость— стандарт, устанавливающий

требования, касающиеся совместимости продукции или систем в

местах их сочленения.

Стандарт на услугу — стандарт, устанавливающий требования,

которым должна удовлетворять услуга, с тем, чтобы обеспечить

соответствие услуги ее назначению. Подобные стандарты могут

быть разработаны в таких областях, как стирка белья, гостинич-

ное хозяйство, транспорт, автосервис, телевизионная связь,

страхование, банковское дело, торговля и т.п.

Стандарт на систему устанавливает требования к системам.

Стандарт правим приемки устанавливает правила маркировки,

. упаковки, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта.

Стандарт технических требований устанавливает требования и

нормы, определяющие все или основные эксплуатационные, а в

ряде случаев и производственные показатели качества и свойства

изделий. Стандарт содержит оптимальные показатели качества,

которые необходимы при разработке и изготовлении деталей.

Особое значение в современных условиях имеют стандарты,

устанавливающие требования к системам управления качеством.

Международная организация по стандартизации в 1987 г. выпус-

тила первую версию данных стандартов — стандарты ИСО серии

9000, содержащие такие требования и предназначенные для пра-

вильного создания систем управления качеством организаций с

тем, чтобы они могли пройти сертификацию по единым между-

народным критериям.

Данная версия не была свободна от принципиальных недостат-

ков. Так, Дж. Джуран, оценивая ее, писал: ≪В стандартах ИСО се-

рии 9000:1987 нет ничего в отношении непрерывного улучшения

качества, удовлетворения потребителя или участия служащих....

Я думаю, наши европейские друзья будут в большом разочаровании.

Пропаганда говорит, что Ваши проблемы с качеством заканчивают-

ся, когда Ваша организация получила регистрацию по ИСО 9000,

но регистрация не означает, что Вы достигли качества мирового

класса. Мое мнение непопулярно среди организации по стандар-

тизации≫. Во многих случаях требования этой системы стандартов

могут не способствовать, а даже препятствовать деятельности по

качеству, прежде всего вследствие своей механистичности.

В 1994 г. вышла несколько более совершенная версия таких стан-

дартов. Целью этой версии являлось достижение удовлетворенно-

сти потребителя посредством предупреждения выпуска несоответ-

ствующей продукции. При этом система качества рассматривалась

как средство, обеспечивающее соответствие продукции установлен-

ным требованиям. Однако и эта версия данных стандартов содер-

жала существенные недостатки. Совершенствование системы уп-

равления качеством на основе этих стандартов нередко приводило

к излишней формализации и бюрократизации управления.

Кардинальное совершенствование данной серии стандартов

произошло в 2000 г. Как сказано в стандарте ИСО 9000: 2000, ≪це-

лью новой системы менеджмента качества стали постоянные улуч-

шения для увеличения вероятности повышения удовлетворенно-

сти как потребителей, так и других заинтересованных сторон≫. На

рис. 5.6 показана связь систем международных стандартов ИСО

серии 9000 версии 2000 г. и версии 1994 г. Новая версия этих стан-

дартов существенно уменьшилась количественно. Теперь она со-

держит всего три стандарта, посвященные формированию систем

менеджмента качества и требованиям к ним: ИСО 9000: 2000 (Си-

стемы менеджмента качества. Основные принципы и словарь),

ИСО 9001: 2000 (Системы менеджмента качества. Требования) и

ИСО 9004: 2000 (Системы менеджмента качества. Рекомендации

по улучшению деятельности).

Стандарт ИСО 9000: 2000 содержит концепцию менеджмента

качества и терминологию. ИСО 9001: 2000 устанавливает требо-

вания к системам качества и применяется для целей подготовки

к сертификации и аудиту. ИСО 9004: 2000 — стандарт, который

содержит методические указания по созданию систем менеджмен-

та качества, ориентированных на высокую эффективность деятель-

ности предприятия.

Еще один новый стандарт ИСО 19011: 2000 (Руководящие ука-

зания по аудиту систем менеджмента качества и окружающей сре-

ды) разработан в помощь аудиторам, проводящим оценку систем

качества. Он определяет основные правила и процедуры оценки

системы качества и окружающей среды.

Следует отметить, что новые стандарты ИСО 9001 и 9004, в

отличие от аналогичных стандартов версии 1997 и 1994 гг., пол-

ностью гармонизированы по структуре и содержанию. Это облег-

чает их изучение и применение.

Модель системы качества в соответствии с концепцией новых

стандартов представлена на рис. 5.7. Как можно видеть, основу

модели составляют четыре блока внутри овала, объединенные в

замкнутый управленческий цикл. Соответственно, структура стан-

дарта имеет блочное построение в отличие от строения по 20 эле-

ментам управления качеством в предыдущих версиях.

Новая структура и принципы управления качеством продукта

труда привели к значительному изменению и содержания стандар-

тов новой версии в сравнении с предыдущей. Ее главная идея —

максимальное приближение концепции системы менеджмента

качества к идеологии TQM.

Прежде всего разработчики этой версии стандартов на основе

анализа и обобщения практики TQM сформулировали восемь

181

принципов менеджмента качества, которые положены в основу

данных стандартов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: