Как собрать языковой материал

Задание 3. Если вы выбрали тему и сформулировали вопросы, то ответами на эти вопросы будут некоторые утверждения (тезисы), которые требуют доказательств (аргументации). Доказательство должно опираться на факты (данные). Когда вы будете собирать материал для своего исследования, вы должны учитывать эту цепочку – утверждение – аргумент – факт.

Прочитайте работы учащихся (Задание 17), найдите в них утверждения и аргументы, определите, на какие данные опираются авторы, строя свою аргументацию.

Задание 4. Собрать материал можно разными способами. Некоторые из них представлены в списке. Познакомьтесь с ними. Какие способы сбора языкового материала вы можете предложить сами?

1) выписки, записи, заметки (письменные источники и ресурсы Интернета),

2) анкетирование,

3) устное интервью,

4) видеозапись,

5) аудиозапись.

Задание 5. Познакомьтесь с выписками, записями, заметками, сделанными учениками при подготовке творческой работы. Определите, с какой целью автор работы использует такие приёмы отбора материала. Есть ли какие-то принципы расположения подобранного материала? Используют ли авторы условные обозначения, сокращения? Зачем?

1. Выписки, записи, заметки для творческой работы «Коммуникативные неудачи и причины их возникновения»

Основные понятия Коммуникация Речь Речевое действие Говорящий Слушающий Контекст Из словарей Коммуникация (лат. сommunicatio – сообщение, связь) – сообщение или передача средствами языка содержания сообщения [ССЛТ, с.110]. Вёдро, арх. Ведрие, ведренье ср. краснопогодье; ясная, тихая, сухая и вообще хорошая погода. (В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1, с. 174)
Цитаты 1) Е. Падучева определяет ситуацию коммуникативной неудачи как ситуацию, в которой «какое-то условие успешности речевого акта нарушено» [Падучева, с. 474]. 2) «Например, у вопроса как речевого акта есть четыре так называемых условия успешности: предполагается, что говорящий не знает ответа; хочет знать ответ; адресат речи знает ответ; готов этим знанием поделиться. Если какое-то условие успешности речевого акта нарушено, говорящего постигнет коммуникативная неудача. Например, он не получит ответа на свой вопрос» [Падучева, с. 474].
Примеры из художественных текстов Ситуация 1. О Мышь! – сказала Алиса. – Может быть, вы знаете, как отсюда выбраться? Я ужасно устала плавать в этом пруду, о Мышь! Мышь взглянула на нее с любопытством и даже, показалось Алисе, подмигнула ей одним глазком, но ничего не сказала. «Наверное, она не понимает по-нашему, - подумала Алиса. – А- а, я догадалась: это, наверное, французская мышь. Приплыла сюда с войсками Вильгельма завоевателя!» (Хотя Алиса, как видите, проявила обширные познания в истории, справедливости ради надо подчеркнуть, что она не слишком ясно представляла себе, когда что случилось.) По-французски Алиса знала из всего учебника твердо только первую фразу и решила пустить ее в ход. - Ou est ma chatte? – сказала она. Мышь так и подпрыгнула в воде и задрожала всем телом. И не удивительно, ведь Алиса сказала: «Где моя кошка?» - Ой, простите! – поспешила извиниться Алиса, догадавшись, что огорчила бедную мышку. – Я просто как-то не подумала, что ведь вы не любите кошек. - «Не любите кошек!» - передразнила Мышь пронзительным голосом. – А ты бы их любила на моем месте? - Наверное, наверное, нет, - примирительным тоном сказала Алиса. – Вы только не сердитесь! А все-таки я бы хотела познакомить вас с нашей Диночкой! Вот ручаюсь, если вы ее только увидите, вы сразу полюбите кошечек! Она такая ласковая, милая кисонька, - продолжала Алиса вспоминать вслух, не спеша подплывая к Мыши, - и она так приятно мурлычет у камина, и так хорошо умывается – и лапки, и мордочку моет; и она так уютно сидит на руках, и она так здорово ловит мышей… Ой, простите меня, пожалуйста! – опять закричала Алиса, потому что Мышь вся ощетинилась, и тут же приходилось сомневаться, что она возмущена Алисиной бестактностью до глубины души. – Не будем больше о ней говорить, раз вам так неприятно, - смущенно пролепетала Алиса. - Говорить? – с негодованием пискнула Мышь, дрожа до самого кончика хвоста. – Стала бы я говорить о таком неприличном предмете! Я и слышать об этом не желаю! В нашем семействе всегда терпеть не могли этих подлых, мерзких, вульгарных тварей! И прошу вас – больше ни слова! - (Л. Кэррол. Приключения Алисы в стране чудес. В переск. Б.Заходера, с.21). Заметки ученицы Говорящий (Алиса) не учитывает контекст коммуникативной ситуации, нарушает правило речевого поведения, которое можно сформулировать так: «В доме повешенного не говорят о верёвке».
Записи устных диалогов Ситуация 1. На уроке ученики выполняют задание. Вдруг один из них спрашивает: - А что означает слово «трепещет»? Учитель обращается к классу: - Ребята, минуту внимания. Кто может объяснить значение слова «трепещет»? Никто не может. Учитель объясняет сам. Проходит минута-две, другой ученик поднимает руку и спрашивает: - А что означает слово «трепещет»? Через некоторое время ситуация повторяется. Ситуация 2. Ведущий передачи спрашивает: «Какая погода имеется в виду, когда говорят «стоит вёдро»? 1) дождливая, 2) ясная, 3) снежная, 4) облачная». Мальчики 11 и 17 лет обсуждают: - Вёдро – ведро? - Льёт как из ведра? - Значит, дождливая. Ср. Вёдро, арх. Ведрие, ведренье ср. краснопогодье; ясная, тихая, сухая и вообще хорошая погода. (В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1, с. 174) (Передача «Кто хочет стать миллионером?»). Ситуация 3. В детстве, когда я слушал стихотворение о дожде, которое мне читала мама, я очень боялся таинственного зверя лиша, похожего на лиса, потому что в стихотворении были строчки: «Лишь по крыше тук да тук Капли капают…» (М., 17 лет). Заметки ученицы Обратить внимание на 1) правила поведения в ситуации коммуникативной неудачи; 2) способы «оттягивать время» для обдумывания ответа. К каждой ситуации необходим комментарий. Можно ли сделать классификацию видов коммуникативных неудач?

2. Заметки к творческой работе «Анализ речи телеведущих М. Галкина и Д. Диброва»

Основные наблюдения 1) Что пронаблюдали, что заметили… 2) Влияние речи ведущего на образ передачи. 3) Эрудиция ведущего. 4) Как ведёт себя ведущий по отношению к игрокам? 5) Какой ведущий более соответствует этой передаче?
Формулы прощания Г. «Всего вам наилучшего». Д. «До встречи в следующий раз» или «Позвольте откланяться. Удачи. Увидимся в следующий раз»
Формулы выражения согласия (одобрения) Г. «Совершенно верно», «правильно», «я тоже так думаю, верно», «и я с вами согласен». Д. Сделав небольшую паузу, часто восклицает: «Правильно!»

· Сделайте необходимые выписки, записи, заметки, отбирая материал для своей творческой работы.

Дополнительная литература:

Эко Умберто Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: учебно-методическое пособие/ Пер. с итал. Е. Костюкович. – М., 2003.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: