Как правильно оформить собранный языковой материал

Задание 6. Умение грамотно включать чужую речь в собственный текст – одно из ключевых в овладении письменной речью. Иногда ученики (и даже некоторые учёные) включают в свой текст чужую речь, не ссылаясь на её автора. Дмитрий Сергеевич Лихачёв пишет об этом: ««Воровство в науке» – пользоваться чужими материалами, не ссылаясь на их истинных владельцев». В этом задании приведены фрагменты ученических работ и фрагменты оригинальных текстов. Сопоставьте эти фрагменты и исправьте ученические работы, выделив чужую речь и оформив ссылки на авторов текста.

Работа ученика Оригинальный текст
1.Объектом нашего исследования стало употребление имени Анна в разных ситуациях. Анна – древнеримское имя, переводится как «миловидная, симпатичная». Пожалуй, по количеству уменьшительных и ласкательных имён Анну можно сравнить только с Елизаветой, у этого имени 124 производных. И это о чём-то говорит. Этим именем называют ребенка, уже заранее зная, что это будет личность сильная и самостоятельная, подчеркивают авторы словаря личных имен.[2, с. 408-414] Имя Анна имееет много производных: Анночка, Аннушка, Аннуша, Аннуся, Аннюня, Нюня, Аня, Ана,Анюра„ Нюра, Нюрася, Нюраха, Нюраша,Анюша, Нюша, Анюта, Нюта, Ануся, Нуся, Нюся, Аннета, Нета, Ася. Мы слышим наше имя в течение дня десятки раз. Звукам составляющие наше имя, соответствуют звуки определённых частот. Эти частоты воздействуют на весь наш организм в зависимости, когда и как нас называют. Обычно при приветствии это имя употребляют в более произвольном виде Анча, Нютка, Анютка…, смотря какое настроение у того человека, кто это имя употребляет. Комарова Р. А. «Мне дали имя при крещении – Анна» // Русская речь. –1994. - №2. – С. 88 – 91. На Руси имя Анна было любимо и особо почитаемо с первых лет христианства, т. к. оно принадлежало матери Богородицы. В России отмечалось два памятных дня, связанные со св. Анной. Летняя Анна — 7 августа (25 июля), отмечается как день кончины Св. Анны. Полагают, что останки ее были перевезены из Палестины в Кон­стантинополь в 710 году. В этот день в наших широтах издавна замечалось похолодание. «Летняя Анна,— говорилось в народе,— припасает утренники». По нему определяли характер будущей зимы: «Холодный день на Анну — к морозной зиме». Зимняя Анна бывает 22(9) декабря. Имя Анна означало «благодать» (из древнееврейского) и имело много производных: Анночка, Аннушка, Аннуша, Аннуся, Аннюня, Нюня, Аня, Ана,Анюра„ Нюра, Нюрася, Нюраха, Нюраша,Анюша, Нюша, Анюта, Нюта, Ануся, Нуся, Нюся, Аннета, Нета, Ася.
2. «Одно из главных качеств эссе – это свободное владение темой. Это отражается в названиях. Часто встречаются названия с предлогом «о». Предмет эссе предстает не в именительном, а в предложном падеже, служит предлогом для разворачивания мысли. «О» при­дает всему жанру некую необязательность и незавершенность». Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии ХIХ – ХХ веков. – М.: Советский писатель, 1988. – С. 337 – 338. «Не случайно многие произведения эссеистики – у Монтеня 87 из 107 его «опытов» – носят названия с предлогом «о»: «О запахах», «О боевых конях», «О большом пальце руки» и г. п. «О» – это своеобразная формула жанра, предлагаемый им угол зрения, всегда несколько скошенный, выставляющий тему как нечто побочное. Предмет эссе предстает не в именительном, а в предложном падеже, рассматривается не в упор, как в научном сочинении, а сбоку, служит предлогом для разворачивания мысли, которая, описав полный круг, возвращается к самой себе, к автору как к точке отбытия и прибытия. «О» придает всему жанру некую необязательность и незавершенность— тут мысли, по словам Монтеня, следуют «не в затылок друг другу», они видят друг друга «краешком глаза» (III, IX, 20Ю).

Задание 7. Прочитайте фрагменты из ученической работы. Можете ли вы отделить авторскую речь от чужой речи? По каким признакам можно определить границы между чужой и авторской речью.

«В своей творческой работе «Языковой портрет моей сестры» я решил проанализировать свои наблюдения за развитием и формированием речи моей младшей сестры Алены.

К моменту рождения сестры я был уже в достаточно сознательном возрасте - первоклассником. Наиболее яркий и удивительный период познавания языка Алены от первых её звуков до простых предложений и связных рассказов происходил у меня на глазах.

По мере обогащения сознания разнообразными представлениями, новыми понятиями, по мере расширения жизненного опыта сестренки развивалась её речь.

У нас имеются видеозаписи различных периодов жизни, семейных праздников. Просмотрев имеющиеся видеоматериалы, проанализировав беседы с сестрой, я изложил свои наблюдения в творческой работе.

В своей работе я проанализировал разные периоды развития речи своей младшей сестры Алены, которой исполнилось десять лет, она учится в 3 классе. На основе проведенных наблюдений за речью своей младшей сестры я условно разделил процесс формирования её речи на следующие этапы.

Первый период — от 1 года до 2 лет. В этом возрасте ребенок особенно чуток к интонации, к эмоциональной окраске произношения. Даже ребенок, не умеющий говорить, прекрасно разбирается в ласковом и гневном тоне матери и других окружающих. Речь Аленки состояла из односложных или двусложных предложений. Например: «ягу», «ло- лю» и т.д.

Второй период - от 2 до 3 лет. Эта вторая стадия в развитии речи сестренки резко отграничена от первой тем, что она характеризовалась быстрым ростом разных типов простого и сложного предложения. Алена еще говорила невнятно, но она очень любила разговаривать по телефону. Причем еёречь лилась рекою, и интересно было слушать её со стороны, когда она с серьезным видом в трубку телефона говорила: «А-сисяй, курлы-курлы, оля-улю».

  1. Как писать работу

Задание 15. Анализ собранного языкового материала

Познакомьтесь с разными вариантами оформления собранного материла. Какие варианты более точно отражают результаты анализа, а какие требуют доработки? Можете ли вы предложить другие варианты?

Вариант 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: