Представлений и праздников

Великая Октябрьская социальная революция явилась поворотным моментом не только для нашей страны, но и всей мировой истории. В год свершения революции массовые театральные представления и праздники разыгрывались на улицах и площадях Москвы, Петрограда. «Театр для огромной массы, театр, в котором участвует масса – писал Луначарский – является той новью, которую коммунистический строй вседвигнул на первый план. Эти представления назывались действами, мистериями, инсценировками. Руководители хотели создать огромное площадные инсценировки для рабочих и солдат с их участием, где в обощенных (плакатных и символических:

«Труда, революции, капитала») формах отразились их события.

Первые советские времена унаследовались от праздников французкой революции: демократичность, массовость, монументальность, размах отличался политическим содержанием, пафосом борьбы, особыми творческими приемами и методов.

В декрете: «Об объединении театрального дела» от 26 августа 1919 года, подписанный Лениным был специальный пункт «О народных гуляниях». Тогда же при театральном отделе при НАРКОМПРОССА была создана специальная акция по организации массовых гуляний и зрелищ. Основные формы массовых шествий – демонстрация протеста, праздничные манифестации, революционные похороны, митинги-сходки, отличались зрелищной обрядностью. Постоянно устанавливался «Красный календарь». Демонстрация после революции имела чисто боевой смысл. С 1928 года они приобретают театрализованный характер. Видное место начинают занимать физкультурные группы.

Обрядовая сторона даже праздничных демонстраций на первых порах продолжала ограничиваться шествиями с оркестрами, знаменами, песнями, и лишь, маевка 1919 года в Петербурге внесла обновление: на поле жертв революции была воздвигнута ноковальня, на которой ударами «символическая присяга» вожаки проходящих колонн.

В годовщину свержения самодержавия, в марте 1919 года, театральнодраматургической мастерской Красной Армии было разыграно в железном зале народного дома своеобразное игрище, или инсценировка, которая стала затем самым интересным зрелищным моментом празднества и демонстраций. Навыков у исполнителей еще никаких не было, и единственно целесообразным путем был путь импровизации, на котором строилась вся подготовительная работа. Красноармейцы были собраны. Им предложили поделиться своими воспоминаниями. Среди них оказались лица участвовавшие в событиях 1905 года солдаты, бравшие в 1917г. арсенал, солдаты стоявшие близко к царской ставке. На основании этого материала и была составлена инсценировка «Свержение самодержавия». За отсутствием сцены было решено использовать две площадки, находившиеся по двум противоположным конца зала, и сравнительно узкий между рядами.

Весьма показательны сами названия этих массовых представлений «Пантомима Великой революции» в Москве, «Гимн свободного труда» в Петрограде, «Борьба труда и капитала» в Иркутске, «Восхваление революции» в Воронеже, «Поступь свободных народов» в Харькове, «Интернационал» в Киеве, «Красные дни» а Дербенте, «Опофеоз войны» в Самаре и многие другие. Только в Петрограде были осуществлены постановки «Пантомима по случаю празднования 3-го Интернационала» 11 мая 1919 года. «Красный год» ко второй годовщине Октября «Кровавое восресенье» 9 января 1920г., «Гибель комунны» 18 марта 1920г. для осуществления этих постановок выделялись не только остродефицитные строительные материалы и мануфактура, но и еще более дефицитные продовольственные пайки в виде дополнительного хлеба и порции селедки, которые выдавались участникам инсценировок, приходившим на репетиции после рабочего дня. Это происходило в ту пору, когда еще шла гражданская война и продолжалась иностранная интервенция, во время разрухи, когда в стране остро ощущался недостаток продовольствия, когда на учете был каждый фунт хлеба, каждый гвоздь, каждый метр. В тех сложных суровых условиях, тысячи самоотверженных участников, под руководством смелых режиссеров и новаторов, создавали прекрасные праздники служившие действенным средством политического и художественного воспитания масс. Одной из значительных постановок 1920г. была массовая инсценировка «К мировой комунне». Она была организована у порталов фондовой биржы в связи с приездом в Петроград делегатов 2-го Конгресса 111-го Интернационала, в числе которых был В.И. Ленин. Организатор постановки Петроградского театрального отделения (руководитель М.Ф. Андреева), главный режиссер К.А. Марджанов, режиссеры Н.В.Петров – 1-ая часть, С.Э. Радлов – 2-ая часть, В.И.Соловьев и А.И.Пиотровский – 3-я часть, художник – Наталья Альтаман. Оркестром дирижировал Вазлик. В инсценировке участвовало 4 тысяч красноармейцев, театральной молодежи и члены самодеятельных кружков. Действие, по словам очевидцев, не ограничивалось только порталом биржи, а захватывало ее боковые парапеты и расстрельные колонны на площади, и круглые сходы к Неве, оба моста – Республиканский и строителей, Неву, Петропавловскую крепость, многочисленные прожектора освещали эту многочисленную инсценировку. Около 45 тысяч человек собрались в этот вечер на мыс биржи, разместившись полукругом в сквере и на трибунах, одна из которых была отведена гостям – Конгрессу 111-го Интернационала. Инсценировка закончилась только к 4 часам утра, произвела глубочайшее впечатление на собравшихся, в том числе и на гостей западно-европейских революционеров. Величественная была и инсценировка «Взятие Зимнего дворца», поставленная в Октябрьскую годовщину 1920г. Она была осуществлена политуправлением петроградского военного округа. В постановке участвовало около 8 тысяч человек. По бокам арки главного штаба были сооружены две площадки, украшенные гигантскими декорациями, соединенными гигантским мостом. Одна площадка «красных» друга «белых». В качестве 3-ей площадки был подлинный объект октябрьского штурма – Зимний дворец. Грынул пушечный выстрел, на белый платформе вспыхнул свет и озарил обветшалые стены старинного зала. На возвышении временное правительство с Керенским во главе, принимает под звуки фальшивой «Марсельеан» знаки доверия со стороны бывших сановников и финансистов. На красной платформе, на фоне кирпичных фабрик, еще неорганизовавшийся пролетариат, напряжение прислушивается. Неуверенно звучит «Интернационал», а потом уже из сотен грудей – «Ленин! Ленин!..» В то время, как на белой платформе течет время своих вожаков. Следует изображение июльских дней. После этого временное правительство, охраняемое юнкерами за женским батальоном, бежит в Зимний дворец. Вот озарились окна этой последней цидатели Керенского. Красные построившись в боевые дружины, указывают друг на друга в сторону Зимнего дворца. Из под арки главного штаба ринулись броневики и вся Красная гвардия тогдашнего Петрограда с мойки. С адмиралтейского проезда вооруженные матросы. Их общая цель – Зинний дворец. Из под ворот этой осажденной крепости слышится гул выдвигаемых орудий. Юнкера маскируют их огромной поленицей, и начинается исторический бой, в котором принимает участие и виднеющийся вдали крейсер «Аврора». В освещенных окнах Зимнего двоца мсилуэты сражающихся… трескотня пулемеотв, выстрелы винтовок, грохот артиллерийских орудий… но взвилась ракета и все мигом стихает, чтобы наролнится новыми звуками «Интернационала» исполняемого 40 тысячным хором. Над погасшими окнами засветились красные пятиконечные звезды, а над самим дворцом взвивается огромный красный стяг… спектакль окончен. Начинается парад красных войск. Инсценировку смотрели 100 тысяч человек. Насколько велика была потребность в массовых празднествах и как они соответствовали революционным настроенииям народа, можно судить потому, что в 20-х годах подобные инсценировки организовались не только в Петрограде и Москве, но и во многих городах страны. Своеобразным праздником явился карнавальная книга (10-го мая 1925г. Москва.) большая колонна разукрашенных автомобилей медленно двигалась по улицам. Эта карнавальная агитколонна была и одновременно выставкой книги и театром на колесах, показавшим народу скетчи, сценки, музыкальные и эстрадные номера. Она вызвала большой интерес в массах. Празднество кончалось карнавальным шествием. 12 мая 1926г. на Каланчевской площади была поставлена грандиозная инсценировка, прославлявшая ТРУД. В первой спортакиаде посвящены в 1928г. празднества принимали настоящие красноармейцы и настоящими орудиями. Стали проникать в постановку символика и аллегория. Традиционными стали маски-каски буржуа, капиталиста, рабочего. Инсценировки строились главным образом на действии масс. и чем организованнее становилась масса, тем ярче толпа переходила в хор, вскоре из хора выделялись корифеи, звучали сольные реплики. Хор рабочих был как бы фоном и сближал инсценировку со зрителем. Режиссер и участники устанавливали сначала каркас сценария, затем детали и текст. Режиссерские обязанности чаще всего выполняла коллегия режиссеров – своеобразный штаб. Близким к массовым инсценировкам был популярный жанр театрализованных судов. Уды проводились под открытым небом. Судили капитал, Врангеля, лодыря, дизертира, а порой подсудимыми были литературные персонажи: Раскольников, Катюша Маслова, Нехлюдов… Народный, массовый, колючий театр гражданской войны, сохранился в памяти, как легенда. Но у него не было летописца и поэтому не сохранились ни сценарии, ни имена первых актеров, ни драматургов.

В 1920г. распространилась еще одна фолрма театрализованных представлнений – живая газета. Своеобразное политобозрение, монтажи, инсценированные доклады и лекции. Представления из отдельных сценок декломаций, частушек и тому подобное… строились по-газетному. За передовой следовали сцены: фронтовой и рабочей жизни, поизводства, деревни, фельетоны. Живые газеты агитировали за политические мероприятия Советской власти, боролись с культурной отсталостью, пережитками, суевериями. Живая газета использует балет, приемы оперетты, танец, пение, плакаты, кинофильмы. Все это должно было чередоваться, быть ярким и увлекательным. Заканчивалось представление дизертисментом-агитационным обозрением. Близка к живым газетам была «Синяя блуза» – 1923г. первые выступления ее в пивных вызывали недоумение и интерес, так как говорили они на злободневные, социальные и политические темы. В 1924г. «Синяя блуза» перешла в ведение МГСПС. Синеблузники выступали в красных уголках, клубах, заводах. Их программы отражали политическую жизнь страны и включали местные материалы. Их представление состояло из вступительных и заключительных парадов, ораторий, литературных монтажей, обозрений, фельетонов, сценок, частушек, хоровых и танцевальных номеров. Здесь сочеталась героика, патетика, сатира и юмор. Программа шла в четком ритме. Группы «Синей блузы» давали представления в Союзе и зарубежом. Названия синих блуз носили: «Смычка» в Москве, «Стройка» в ленинграде, «Гайка» в Баку, «Винтик» в Тбилиси. В 1926г. синеблузники ставили революционный гротекс Маяковского «Радио-Октябрь». В «Синей блузе» принимали участие: Ардов, Лебедев-Кумач, Блантер, Кац, Покрасс и другие. Им на на сцену пришли ТРАМы. Художественный комбинат, занимавшийся устройством вечеров, празднеств, демонстраций. Задача трамов – формирование массовиков – организаторов досуга, отдыха и развлечений. ТРАМ ставя острые идеологические проблемы кладет конец утверждению о несценичности политики в театре. ТРАМовцы черпали материалы из молодежных песен и игр. ТРАМовцы отрицали роль драматургии, поэтому драмы писались коллективно.Пьесы строились на дискуссиях. Зрителей вовлекали в действие, как активных участников. Таким образом, в праздниках и представлениях в 20-30г.г. определились черты Советских и Международных праздников, представлений и фестивалей. Сказалось отсутствие опыта и традиций, но с другой стороны эти праздники были большим достижением в деле приближения искусства к народу и создание представлений и праздников нового типа.

В театральных залах, на площадях, где разыгрывались грандиозные зрелища, народ объединялся эмоционально, и в единении выражался мощный революционный порыв. Чувство коллектива получило новую жизнь в массовых праздниках и представлениях. агитационно-политический самодеятельный театр с его плакатной резкостью был порожден временем и отвечал духу народа. Этим объясняется большой интерес к советским массовым празднествам со стороны прогрессивных деятелей искусства Запада.

Литература:

Ленин – «О культуре и искусстве». М. 1947г.

Луначарский – «О народных празднествах». 1966г.

Цехновицер – «Празднества революции». 1931г.

«Массовые праздники и зрелища». 1961г. Искусство

«История советского драматического театра». 1966. В 6-ти томах т.1-3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: