Эпоха Николая I – эпоха реакций.
При Александре I расцветало сектантство, а при Николае I все попытки распространения оных пресекались. С оппозицией всячески боролись. Библейское общество было закрыто. Митр. Филарет (Дроздов) притаился, т.к. был инициатором перевода Библии.
Была введена духовная цензура. Были запрещены некоторые произведения Святых Отцов (свт. Григорий Богослов – «О епископах», Исаак Сирин, Макарий египетский).
Усилилась роль обер-прокурора. Эпоха Нечаева и Протасова.
· Нечаев – масон, не уважал священников, епископов, нередко ложно доносил. Духовенство умоляло убрать его.
· Протасов- двойник царя по характеру. Более властный. Чем Нечаев. Реформировал Синод: поднял до уровня министерства. Изменил епархиальное управление, т.к. архиереи нередки были деспотами. Тогда священники поняли. Что и для архиереев есть закон. У митр. Филарета (Дроздова) не сложились с Протасовым отношения, потому что Филарет – либерал, а Протасов – консерватор. В итоге митр. Филарет (Дроздов) и митр. Филарет (Амфитеатров) были исключены из Синода. Протасов умер практически вместе с Николаем I.
|
|
Причина во всем может быть в том. Что Николая I не готовили на царство. Он сам выслужился. Был дисциплинированным и упрямым; семейным семьянином. Жена – дочь прусского короля Александра Федоровна.
В 1841 году были созданы духовные консистории при архиереях – небольшой Синод. В него входило духовенство (архимандриты, игумены и т.д.). Во главе консистории – секретарь, назначенный самим обер-прокурором. Все решения должны были приниматься только с разрешения секретарем. Он имел право вето – запрет на принятое решение.