Организация обучения и развития - важнейший аспект управления персоналом.
Основные направления деятельности по обучению и развитию персонала предприятий:
· подготовка и переподготовка рабочих;
· обучение рабочих смежным (вторым) профессиям;
· повышение квалификации рабочих;
· переподготовка и повышение квалификации РСС;
· разработка и реализация планов индивидуального развития, а также профессионального и карьерного роста персонала (в первую очередь молодых специалистов и кадрового резерва);
· проведение периодической оценки персонала.
Показатели, которые должны войти в постоянный мониторинг в течение года:
· годовой бюджет данной программы (процент от фонда оплаты
труда, суммарных издержек на персонал, годовой прибыли);
· бюджет программ обучения и развития персонала в расчете на одного работника из числа обучающихся;
· доля обученных в течение года (процентное отношение прошедших обучение работников к общей численности работающих);
· динамика продвижения по службе и повышения тарифного разряда среди прошедших обучение;
|
|
· средняя стоимость одного человеко-дня обучения и бюджет одного работника (отношение годового бюджета к среднесписочной численности работающих);
· соотношение внешнего и внутреннего обучения.
При планировании дальнейшего обучения и развития персонала необходимо понимание потребности в обучении и развитии персонала в соответствии с выбранной стратегией развития предприятия, а также мотивации персонала на профессиональный и карьерный рост для дальнейшего определения количества работников, направляемых на обучение, сроков и методов их обучения и соответствующих затрат.
В процессе планирования и организации обучения персонала удобно формировать группы, опираясь на общепринятые или внутренние категории персонала на предприятии.
Бюджет затрат на обучение помогает руководству предприятия планировать и контролировать расходы по статье "Подготовка и повышение квалификации кадров". Планирование и отчетность по обучению персонала рекомендуется вести в следующих формах.
Бюджет затрат на развитие персонала состоит из трех бюджетов:
· бюджет затрат на оценку персонала;
· бюджет затрат на кадровый резерв;
· бюджет затрат на программы развития (внутренние и внешние тренинги и пр.).
При бюджетировании затрат на оценку персонала необходимы следующие данные:
· количество и категории работников, которых требуется оценить;
· методы оценки персонала, которые будут использоваться (Ассессмент-центр, методика "360 градусов", аттестация и др.);
· технологии регулярного проведения оценки персонала;
|
|
· стоимость оценки при проведении оценочных процедур собственными силами или с помощью внешних провайдеров (центров оценки).
В процессе формирования и подготовки кадрового резерва целесообразно выделить следующие шаги:
· разработка технологии работы с кадровым резервом;
· составление перечня должностей, подлежащих резервированию, и их профилей должностей;
· составление списков резервистов;
· индивидуальные собеседования с работниками, включенными в кадровый резерв, по поводу основных этапов их профессионального и карьерного роста;
· составление индивидуальных планов подготовки резервистов;
· организация стажировок для резервистов;
· составление корпоративной программы подготовки кадрового резерва и ее утверждение;
· ежегодная организация обучения кандидатов по утвержденной программе;
· введение процедуры регулярной оценки резервистов;
· ведение картотеки на резервистов (учет индивидуальных мероприятий по обучению и повышению квалификации, оценка руководством).
К мероприятиям в данном контексте относятся затратные мероприятия на различных стадиях подготовки резервистов: дополнительное обучение, пробное исполнение обязанностей в будущей должности, стажировка в другом подразделении, защита выпускной работы и т.п.