Привлечение в организацию потенциальных кандидатов является одной из жизненно важных функций системы управления человеческими ресурсами организации, поскольку оказывает самое непосредственное влияние на ее будущее, имидж и т.д. Поэтому работа по привлечению потенциальных кандидатов должна быть тщательно спланирована и разбита на ряд этапов[10].
Привлечение квалифицированного персонала на вакантные должности в организацию предполагает поэтапную постановку и решение серии взаимосвязанных задач (рисунок 3).
Определение требований к кандидату - описание вакансии, основанное на анализе содержания работы, описании ее характера и основных требований к кандидатам.
Рис. 3. Основные этапы набора и отбора персонала
Правильно составленное описание должно гарантировать, что оно: привлечет только подходящих кандидатов; будет способствовать укреплению имиджа организации; привлечет соответствующих кандидатов наиболее экономичным способом.
Описание вакансии, как правило, содержит: точное наименование позиции, основная задача, профессиональные обязанности, особенности условий работы и требуемые личностные качества.
|
|
Для дальнейшей работы с потенциальными кандидатами целесообразно по каждой вакансии разработать более подробные сведения: шифр вакансии (присваивается отделом человеческих ресурсов), режим работы наименование подразделения, уровень и шкала заработка, общая информация об отделе (подразделении), детальное описание работы (должностная инструкция), личностная спецификация, описание процедур (форм) подачи документов и проведения испытаний кандидатов и т.д. В ряде случаев может быть необходима информация о предприятии, городе (регионе) и т.д.
Обоснование источников набора и привлечение - выбор источников и определение способов привлечения кандидатов. Источники привлечения кандидатов принято делить на внутренние - из числа сотрудников, уже работающих в организации и внешние - привлечение кандидатов с внешнего рынка труда (таблица 1).
Таблица 1
Достоинства и недостатки источников набора персонала
Источни- | Достоинства | Недостатки |
Внутрен-ние | Повышает лояльность работников к организации. Обеспечивает хорошее знание положительных и отрицательных сторон кандидата. Как правило, дешевле, чем набор со стороны | Создает конфликт внутри организации между тем, кто был продвинут на вышестоящую должность, и тем, кто нет, но хотел этого. Укрепление одного подразделения может привести к ухудшению работы другого. |
Внешние | Приносят «свежую струю» и новые идеи в организацию. Позволяют использовать положительный опыт других организаций. Иногда взять человека со стороны может быть дешевле, чем обучить своего сотрудника. Может служить в качестве рекламы компании | Существует вероятность ошибки при подборе, так как не очень хорошо известен кандидат. Снижает лояльность работников, которые хотели бы продвигаться внутри компании. Адаптация к работе на новом месте требует, как правило, больше времени, чем для тех, кто уже работает в данной организации |
К преимуществам внутренних источников относят относительно низкие затраты (информация о сотрудниках уже известна и проанализирована, на их поиск, отбор, обучение требуется гораздо меньше времени), более высокий уровень адаптированное к организации, меньший риск принятия неверного решения, повышение преданности работников компании, их мотивация к высокопроизводительному труду, снижение текучести персонала.
|
|
Однако использование данного источника имеет и недостатки: ограниченность выбора, необходимость поиска кандидатов на освобождаемое рабочее место, возможность ухудшения морально-психологического климата. Поэтому необходимо учитывать, что внешний найм также имеет некоторые преимущества: возможность появления новых знаний, идей и приемов работы; внешнему кандидату, как правило, легче добиться признания; снижается угроза возникновения интриг внутри компании; критерии отбора кандидатов более обоснованы (не зависят от стажа работы в компании, занимаемой должности, взаимоотношений с руководством и т.д.).
Оптимальным представляется комбинирование внешних и внутренних источников привлечения кандидатов в зависимости от организационной бизнес-среды, состояния и емкости внутреннего и внешнего рынка труда, бюджетных ограничений и т.д. Каждый из этих источников предполагает использование специфических способов привлечения персонала. Так, внутреннее привлечение персонала может осуществляться такими способами, как перевод или перемещение сотрудника в организации или объявление открытого конкурса на замещение образовавшейся вакансии.
Выбор способов внешнего привлечения персонала гораздо шире: поиск с помощью сотрудников организации из числа друзей, родственников или знакомых; использование базы данных об обращающихся в организацию кандидатах; подача объявлений в средствах массовой информации (в том числе Интернет); подача информации о вакансиях в государственную службу занятости населения; сотрудничество с учебными заведениями, организация дней карьеры, ярмарок вакансий; сотрудничество с кадровыми агентствами, использование вербовщиков, и т.д.
Наиболее часто используемые источники набора персонала со стороны приведены в таблице 2.
Дня выбора способа (способов) привлечения кандидатов полезно сравнить эффективность каждого из них в зависимости от поставленные целей. Оценку эффективности способов привлечения персонала можно производить на основании анализа данных за предыдущие периоды спомощью следующих показателей[11]:
Таблица 2
Внешние источники набора персонала
Внешние источники на- | Достоинства | Ограничения и риски | Рациональная сфера применения |
Местная газета | Быстрота (выходит, как правило, ежедневно) | Слишком широкий охват кандидатов. Региональные ограничения (обращение главным образом к местным кандидатам) | Хороший способ для набора конторских служащих и административных служащих низшего эвена |
Журналы | Обычно читают заинтересованные специалисты. Отсутствуют региональные ограничения | Журналы, как правило, выходят раз в месяц | Удачный способ подбора специалистов, но требует времени |
Радио и телевидение | Большая аудитория. Быстрота. Повторяемость обращений (навязчивая реклама) | Краткие обращения (отсутствуют детали). Могут обратиться слишком много нежелательных кандидатов | Используется, когда надо быстрое и широкое воздействие, при наборе большого количества кандидатов и при их дефиците на рынке труда |
Интернет | Быстрота. Массовость получающей информацию аудитории. Дешевый способ | Могут обратиться много нежелательных кандидатов | В основном для подбора руководителей и специалистов |
Образовательные учреждения | Выбор учреждения, гарантирующего хорошую подготовку. Возможность получения рекомендаций на кандидатов | Учащиеся, как правило, не имеют опыта работы. Иногда необходимо ждать, пока они закончат учебное заведение | Временная занятость. Работа на условиях неполного рабочего времени |
Государственная служба занятости | Не требуется платить за подбор кандидатов. Кандидаты прошли или могут пройти подготовку за счет средств службы занятости | Безработные граждане могут утратить профессиональные навыки, особенно в период длительного отсутствия работы | Как правило, для подбора технического персонала, конторских служащих низшего звена |
Частные агентства | Имеют опыт работы в определенной сфере. Заинтересованы выполнить заказ качественно и в установленные сроки | Услуги частных агентств могут дорого стоить. Агентство владеет информацией о работниках, которых может предлагать другому работодателю | В зависимости от специализации агентства |
- общее число кандидатов, привлеченных с помощью каждого из способов, в расчете на одну вакансию;
|
|
- издержки на каждого привлеченного кандидата;
- отношение числа кандидатов, привлеченных с помощью определенного способа, к общему числу привлеченных кандидатов;
- средний срок привлечения необходимого количества кандидатов с помощью определенного способа;
- доля принятых на работу сотрудников из числа привлеченных с помощью каждого из способов;
- доля работников, не прошедших испытательный срок, от общего числа принятых на работу (привлеченных каждым из способов) и т.д.
|
|
На этапе выявления потенциальных кандидатов составляется перечень кандидатов, прошедших первичный отбор в организацию. Как правило, при первичном отборе используются низкозатратные бесконтактные методы (например, анализ структурированного резюме или анкеты), с помощью которых отбирают лишь пригодных кандидатов. Анкета о приеме на работу содержит информацию опредыдущих и настоящем месте работы, образовании, опыте работы и т. д. К сожалению, поскольку до 30% анкет содержат ложную информацию, точность их весьма относительна.
Таким образом, наем на работу - это система мер, предпринимаемых организацией для привлечения работников, обладающих необходимыми навыками и взглядами, нужными организации для достижения поставленных ею задач.
На крупных предприятиях и в организациях функции и процесс набора кадров необходимо планировать.
В настоящее время управление адаптацией как одна из функций службы управления персоналом остается на периферии серьезных теоретических и прикладных исследований в отечественном менеджменте. В то же время и в практике функционирования служб управления персоналом современных организаций управление адаптацией сотрудников не является приоритетным направлением деятельности. Управление адаптацией реализуется только в крупных (с численностью сотрудников не менее нескольких сотен человек) организациях, ведущих массовый подбор, и связано преимущественно с адаптацией молодых специалистов либо вновь принимаемых на работу представителей массовых профессий. К сожалению, в 2008-2009 гг., в связи с сокращением затрат организаций на персонал, от управления адаптацией даже в таком, усеченном, виде стали отказываться: с одной стороны, вследствие естественного уменьшения числа вновь принимаемых сотрудников, с другой на растущий страх любого сотрудника потерять работу и, соответственно, его активное «самозакрепление» на рабочем месте. В некоторых случаях под управлением адаптацией понимается установление испытательного срока, что исключает всякую другую работу специалиста по управлению персоналом с вновь принятым сотрудником, кроме контролирующей.
Причина описанной «непопулярности» управления адаптацией видится нам, помимо естественной ограниченности HR-бюджетов, в относительной автономности процесса адаптации, который происходит даже и без активного вмешательства со стороны ответственных лиц, в отличие, например, от процессов подбора и обучения персонала.
В таком случае, дальнейшее обсуждение проблем управления адаптацией персонала необходимо предварить обоснованием значимости данного вида деятельности. В данном вопросе сошлемся на работы В.Р. Веснина[12], отмечающего, что в 90 % случаев решение о своем увольнении сотрудники принимают в течение первого месяца работы в организации (т. е. в разгар адаптационного периода), хотя реализация этого решения может оказаться отсроченной во времени. Данный тезис согласуется с хорошо известным социально-психологическим эффектом «первого впечатления», в силу которого в процессе взаимодействия субъекта со средой первоначальная оценка среды как комфортной либо дискомфортной оказывает решающее воздействие на ее дальнейшее восприятие субъектом. В последующем субъект будет стремиться не к уточнению, а к подтверждению первоначальной оценки, интерпретируя всю поступающую информацию через призму желаемого. Нивелировать негативное действие эффекта «первого впечатления», как правило, удается только целенаправленным воздействием на субъект с помощью методов убеждения и социального доказательства. Применительно к ситуации адаптации это означает, что у адаптирующегося работника, предоставленного самому себе, возрастает риск формирования негативной установки на организацию и ее факторы, что в дальнейшем влечет за собой устойчиво невысокую лояльность, для повышения которой субъектам управления персоналом придется применять активные усилия, т. е. затраты времени и средств на работника при отсутствии управления адаптацией не сокращаются, а перераспределяются во времени. Кроме того, в работах Веснина содержатся схемы расчетов, позволяющих оценить экономический эффект от управления адаптацией за счет снижения текучести персонала и сокращения связанных с этим затрат на подбор персонала, а также за счет ускорения роста производительности труда у адаптирующихся сотрудников.
Таким образом, выстроенная система управления адаптацией сотрудников способна повысить общую эффективность управления персоналом организации. Для этого она должна опираться на четкое понимание того, кто (какие категории персонала) нуждается в управлении адаптацией и в чем (какого рода воздействиях) нуждается.
Интенсивность адаптации для каждой из категорий персонала представлена в таблице 3.
Обратимся теперь к вопросу о содержании управленческого воздействия на процесс адаптации сотрудников. Как видно из таблицы, наибольшая интенсивность присуща адаптации молодых сотрудников, что закономерно и связано с необходимостью активного согласования всех трех смысловых компонентов адаптации: целей, ценностей (что происходит в процессе организационной, социально-психологической и экономической адаптации) и средств достижения целей, которые формируются либо трансформируются в ходе профессиональной, социально-бытовой и отчасти социально-психологической адаптации[13].
Таблица 3
Интенсивность адаптации по категориям персонала
Категория сотрудников | Профессиональная | Психофизиологическая | Социалъно- психологическая | Экономическая | Социально- бытовая | Организационная |
Молодые сотрудники | + | + | + | + | + | |
Сотрудники, сменившие место работы | + | + | + | + | ||
Вновь назначенные руководители | + | + | + | + | ||
Ротированные | + | |||||
Пониженные в должности | + | + | ||||
Сотрудники,вернувшиеся после длительного перерыва | + | + | + | |||
Сотрудники, вовлеченные в изменения | + | + | + | + |
Что касается специфики протекания психофизиологической адаптации молодых сотрудников, которые показали достаточно низкую напряженность по этому параметру, несмотря на высокую интенсивность и непростые условия труда в железнодорожной отрасли. Мы склонны объяснять это высокой резистентностью физиологических систем молодого организма, а также сформированной к началу трудовой деятельности готовностью к высоким нагрузкам. Понимание насыщенности процесса адаптации для этой категории персонала в настоящее время не оспаривается и предполагает использование на практике широкого диапазона методов управления адаптацией, применимых к молодым работникам, что является технологией достаточно подробно изученной, поэтому на ней мы останавливаться подробно не будем. Отметим лишь, что в полемике авторов по вопросу об отнесении к управлению адаптацией молодых работников этапа профориентации мы принимаем сторону тех, кто включает профориентацию в полный цикл управления адаптацией и соответственно возлагает эту функцию на службу управления персоналом организации, что выражается в появлении в работе службы управления персоналом таких видов деятельности, как сотрудничество с учебными заведениями, организация стажировок и практик учащихся, имиджевое присутствие на мероприятиях для молодежной аудитории и ряда других[14].
Использование комплексного подхода к управлению адаптацией сотрудников позволяет согласовать эту функцию с другими направлениями деятельности по управлению персоналом и повысить эффективность использования человеческого ресурса организации.
В настоящее время компаниям предоставлены широкие возможности в выборе методов стимулирования труда. Разнообразие инновационных подходов к стимулированию труда персонала предоставляет руководству неограниченные возможности в повышении эффективности работы предприятия. Система стимулирования труда должна найти компромисс между двумя составляющими: потребностями работников и потребностями организации. В условиях широкомасшатных экономических образований, носящих инновационный характер, предприятия стремятся повышать свою конкурентоспособность используя новые методы в управлении производством, в частности, в управлении человеческими ресурсами организации. Модернизация, охватывающая сферы экономической деятельности, представляет возможности для развития человеческого капитала, для формирования высококвалифицированного и высокопроизводительного коллектива работников.
Экономический кризис, затронувший как крупный, так и малый бизнес, вынудил линейное руководство произвести значительные кадровые преобразования. Доходы предприятий значительно снизились, и выплачивать прежнюю заработную плату, различные доплаты и премии стало проблематично. В этих условиях кадровый менеджмент стал все больше прибегать к нематериальному стимулированию труда[15]. В этой связи, на наш взгляд, можно выделить одну из положительных сторон прошедшего экономического кризиса: из-за отсутствия возможности материально поддерживать заинтересованность работника предприятия стали прибегать к различного рода немонетарным методам стимулирования, тем самым развивая их и расширяя практику их применения.
Методика анализа материального и нематериального стимулирования труда включает несколько аспектов. Для формирования эффективной системы денежного вознаграждения сотрудников целесообразно проводить анкетирование, интервьюирование сотрудников, увязывая их индивидуальный вклад в работу с показателями вознаграждения.
На российских предприятиях превалируют материальные методы стимулирования, но актуальнее на сегодняшний день применять нематериальные методы. В качестве материальных используют показатель вознаграждения работников за счет роста выручки, премирование по показателю реализованной продукции, по показателю роста объема товарной продукции, по показателю роста производительности, по показателю роста добавленной стоимости; участие работников в капитале предприятия. Многие предприятия расширяют сферу применения социальных льгот - субсидирование питания, оплату членства в фитнес-клубе, проездных билетов, выдачу ссуд на приобретение жилья и т. д.
Внедрение систем стимулирования труда должно учитывать специфику деятельности предприятия. Предприятия электроэнергетической отрасли отдают предпочтение материальным методам стимулирования, в нефтегазовой отрасли используют инновационные программы долгосрочного стимулирования и внедряют различные методы нематериального стимулирования труда, акцентируя на них свое внимание.
Система материального поощрения работников должна быть привязана к показателям эффективности деятельности предприятия, таким как выручка, объем произведенной продукции, производительность труда, сокращение издержек производства. Внедрение социальных льгот используют все организации, наличие которых в настоящее время может мотивировать работников сильнее, чем высокая заработная плата. По нашему мнению, социальные льготы обладают высоким стимулирующим эффектом, что подтверждается последними аналитическими исследованиями. Так, например, поддержка материнства и детства или, так называемые, программы репродуктивности персонала позволяют снизить простои в работе, повысить эффективность использования рабочего времени, что, в свою очередь, положительно сказывается на динамике показателей прибыли предприятия[16].
Методы нематериального стимулирования труда имеют широкое разнообразие. Один из методов требует анализа и изменения организационной культуры, что есть сложный и длительный процесс, не гарантирующий быстрого успеха[17]. Организационная культура - это душа любой организации. В соответствии с тем, насколько хорошо она развита, можно судить о сплоченности в коллективе, о готовности сотрудников трудиться во благо своей организации. Методики по изучению организационной культуры широко применяются в зарубежных странах; исследователи обосновывают ее значительную роль в жизни любого предприятия. В качестве метода исследования организационной культуры на предприятии широко используется OCAI (OrganizationalCultureAssessmentInstrument), разработанный К. Камероном и Р. Куинном. Инструмент оценки ОС AT базируется на теоретической модели, получившей название «Рамочная конструкция конкурирующих ценностей». Организационная культура представляет собой сложный, внутренне связанный и вместе с тем не совсем определенный набор факторов. Поэтому авторы методики ОСАТ на основе эмпирических исследований выявили некую рамочную конструкцию, позволяющую сузить и четко сфокусировать поиск ключевых измерений культуры. Оцениваются шесть ключевых измерений организационной культуры, и в соответствии с этим предлагается четыре модели организационной культуры[18]. На наш взгляд, такая методика адекватно оценивает складывающуюся в компании культуру. Следует отметить, что для объективности оценки при наличии крупного предприятия необходимо оценивать какое-то конкретное подразделение, цех, так как сложно таким образом описать организационную культуру сложной хозяйственной единицы. Данные могут не соответствовать действительности.
Развитие организационной культуры выступает одним из ключевых направлений, способствующих улучшению условий взаимодействия между работниками для формирования у них чувства гордости за компанию, частью которой они являются.
Условия труда, а именно, чистота и комфортность рабочего места, современная техника, позволяют даже при небольшой по количеству применяемых методов системе стимулирования труда поддерживать удовлетворенность работников трудом[19].
В условиях информатизации российского общества, на наш взгляд, проведение мероприятий по обучению сотрудников новинкам компьютерной техники и программ обладает высоким мотивирующим свойством[20].
Управление предприятием предполагает наличие определенной системы стимулирования труда, и одной из целей, на выполнение которой направлено формирование данной системы, выступает удовлетворение потребностей организации в достижении определенных показателей результативности хозяйственной деятельности. Поэтому, внедряя те или иные методы стимулирования труда персонала, руководство чаще всего исходит из оценки влияния подобных мероприятий на эффективизацию работы компании. Динамика показателя прибыли, безусловно, выступает одним из основных показателей оценки эффективности мероприятий по стимулированию труда персонала.
Повышение квалификации специалистов также выступает одним из ключевых направлений стимулирования труда персонала. Затраты предприятия на выработку у работников определенных навыков надо сопоставлять с положительной отдачей от данного обучения.
На наш взгляд, выполнение некоторыми сотрудниками функций наставничества повышает сплоченность коллектива, а значит, улучшает социально-психологический климат в коллективе и способствует формированию благоприятных и комфортных условий труда.
Осуществляя мероприятия по обеспечению граждан ежегодным медицинским обследованием, уровень заболеваемости на предприятии может быть значительно снижен. При этом уменьшаются простои и неявки по уважительным причинам работников. Таким образом, повышается количество производимой продукции и увеличивается выручка от ее реализации.
Удовлетворение потребностей организации в достижении определенных показателей результативности хозяйственной деятельности выступает основной целью нововведений, которые внедряются на предприятии. Поэтому внедрение любых программ стимулирования труда персонала должно обеспечивать положительную динамику показателей прибыли, объема производства и услуг, рентабельности продаж, затрат на один рубль реализованной продукции[21].
Поощрение новаторских предложений может иметь значительную ценность для предприятия. Если руководство сочтет необходимым проведение модернизации производства, возможно, каких-то наиболее важных подразделений, то следует ввести определенное материальное вознаграждение за каждую идею. В этой связи рационализаторские предложения, касаемые модернизации данного цеха, могут быть оплачены выше, чем предложения относительно других подразделений.
Осуществление программ долгосрочного стимулирования предполагает участие персонала в опционных программах, что, на наш взгляд, выступает залогом роста доходности организаций. Внедрение данной программы заключается в вознаграждении акциями (право на денежное вознаграждение в будущем при условии продолжения работы в компании и при соблюдении определенных условий), в опционных программах (требует выплаты участниками опционных премий на этапе присоединения к программе; участники получают право на приобретение акций в определенный день/период времени в будущем по заранее определенной цене при наступлении условий в соответствии с опционным договором) и фантомных опционах (размер вознаграждения рассчитывается как разница стоимости акций компании на начало и окончание действия программы, умноженная на количество фантомных опционов (расчетных единиц), предоставленных участнику программы).
Безусловно, подобные привилегии доступны не всем категориям персонала, а руководящему звену и наиболее отличившимся сотрудникам. Подготовка данной программы занимает достаточно продолжительное время, сама программа предназначена для реализации в течение 2-3 лет. Согласно оценкам специалистов, внедрение подобных программ может способствовать росту стоимости компаний в полтора раза.
Таким образом, на наш взгляд, для того чтобы сформировать эффективную систему стимулирования труда работников предприятия, необходимо сочетание следующих принципов: увязывание потребностей организации с потребностями персонала; индивидуализация денежных вознаграждений, основанная на оценке заслуг; акцент на использовании нематериальных методов стимулирования труда. По нашему мнению, нематериальное стимулирование труда персонала - это ключевой аспект современной системы кадрового менеджмента. На наш взгляд, спектр данных методов безграничен, и применение их требует значительно меньших затрат для предприятия. Комфортность условий труда, формирование у работников чувства причастности к компании, реализация карьерных ориентиров работников необходимы для формирования эффективной системы стимулирования труда персонала. По нашему мнению, эффективный руководитель должен знать в лицо своих подчиненных, проявлять интерес к их потребностях, знать их семейные ориентиры и жизненные принципы в целом. Эффективное стимулирование труда- ключевой аспект работы современного кадрового менеджмента.