Состав, структура и динамика расходов бюджета на здравоохранение

Расходы на здравоохранение включают в себя расходы на:

- содержание организаций здравоохранения, в т.ч. предоставление ими медицинских услуг, централизованные закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и оборудования, оказание санаторно-курортных услуг;

- осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

- содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере здравоохранения;

- прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области здравоохранения.

Медицинская помощь населению. Расходы на содержание предусмотренных утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь номенклатурой организаций здравоохранения, оказывающих стационарную, амбулаторно-поликлиническую, скорую медицинскую помощь, включая расходы на протезирование (в том числе зубное и глазное), содержание организаций переливания крови, содержание санаториев для детей, а также санаториев для детей с родителями.

Санитарно-эпидемиологический надзор. Расходы на содержание санитарно-эпидемиологических организаций и проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий.

Прикладные исследования в области здравоохранения. Расходы на реализацию инновационных проектов, создание государственной системы научно-технической информации, научно-техническое обеспечение деятельности, прикладные исследования по государственным, отраслевым, региональным программам и научно-техническим программам, развитие материально-технической базы государственных научных организаций, занимающихся исследованиями в области здравоохранения.

Другие вопросы в области здравоохранения. Расходы на:

- содержание санаториев для взрослых, врачебно-санитарной службы Белорусской железной дороги, Государственной службы медицинских судебных экспертиз, патологоанатомических бюро, баз хранения медицинской техники и имущества, бюро Всемирной организации здравоохранения, постоянного медицинского персонала железнодорожного транспорта, сопровождающего пассажирские поезда;

- оплату в централизованном порядке приобретения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и оборудования;

- изготовление бланков и медицинской документации;

- мероприятия по обслуживанию инвалидов Великой Отечественной войны;

- мероприятия по направлению больных на лечение за рубеж, патронированию и документированию детей;

- проведение медицинских съездов и конференций;

- оплату услуг в соответствии с договорами по созданию информационной сети отрасли, по разработке нормативных документов;

- реализацию государственной политики в области питания, общественного здоровья и другие мероприятия в области здравоохранения.

Планирование расходов на содержание больничных учреждений

Больница осуществляет медицинскую помощь населению в двух формах: стационарной (госпитализация больных); амбулаторно-поликлинической (оказание медицинской помощи больному в поликлинике или на дому.

Основным плановым документом, определяющим общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых на содержание больницы, является смета.

В основу планирования расходов по смете больницы положены отраслевые показатели (коечный фонд, число врачебных должностей и посещений и др.)

Одним из основных показателей больницы, определяющих расходы по смете стационара, является коечный фонд, а амбулаторно-поликлинического отделения - число врачебных должностей и посещений.

При составлении сметы больницы для определения расходов на ее содержание важное значение имеет правильное определение числа коек на начало планируемого периода. Число коек на начало планируемого периода определяется с учетом фактического наличия коек на последнюю отчетную дату и возможности развертывания коек в оставшийся период времени до конца года, в пределах числа коек, предусмотренных по плану (прироста коек). При планировании необходимо также учитывать эффективность использования действующего коечного фонда.

Прирост коек определяется вышестоящим органом здравоохранения при формировании сметы, исходя из потребности и возможности их размещения в соответствии с показателями плана экономического и социального развития.

Для определения расходов на содержание больницы исчисляется среднегодовое число коек. Среднегодовое количество коек рассчитывается с учетом сроков развертывания новых коек, путем прибавления к переходящему числу коек на начало планируемого года среднегодового их прироста.

Например, на 1 января в больнице фактически имеется 300 коек, с 15 июня предусматривается ввести еще 100 коек.

В таком случае среднегодовой прирост новых коек составит 54 (100 x 6,5: 12), а среднегодовое число коек - 354 (300 + 54).

Для планирования расходов на питание больных и приобретение медикаментов определяется число дней функционирования одной койки в году и общее количество койко-дней в больнице.

Число дней функционирования одной койки в году по каждому профилю коек различно и определяется с учетом статистических отчетных данных и плана мероприятий по эффективному использованию коечного фонда. При этом также учитывается возможность увеличения числа дней использования коек за счет лучшего их распределения по специализированным отделениям, а также сокращения сроков капитального ремонта организации, дезинфекции и других причин.

Общее количество койко-дней в больнице рассчитывается путем умножения среднегодового числа коек на число дней функционирования одной койки в году.

К смете прилагается информация о следующих производственных показателях, положенных в основу ее составления: численности прикрепленного населения, числе пролеченных больных, количестве вызовов, консультаций (исследований, экспертиз и др.), коек, числе койко-дней, врачебных посещений, внешней кубатуре зданий и внутренней площади зданий и др.).

Ассигнования, предусмотренные в бюджетной смете, обосновываются соответствующими расчетами по отдельным видам расходов каждой статьи сметы.

Расходы больницы, находящие отражение в бюджетной смете, состоят из текущих и капитальных расходов.

Текущие расходы включают следующие статьи:

- закупки товаров и оплата услуг (статья 10);

- текущие бюджетные трансферты (статья 30);

Планирование расходов по статье «Закупки товаров и оплата услуг» по смете больничных учреждений осуществляется в разрезе следующих подстатей:

- заработная плата рабочих и служащих (01);

- начисления на заработную плату (02);

- приобретение предметов снабжения и расходных материалов (03);

- командировки и служебные разъезды (04);

- оплата транспортных услуг (05);

- оплата услуг связи (06);

- оплата коммунальных услуг (07);

- прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг (10).

По подстатье 01 «Заработная плата рабочих и служащих» планируются расходы на оплату труда медицинского, административно-хозяйственного и прочего персонала. Планирование осуществляется исходя из утвержденных штатных расписаний, составленных на основе типовых штатов, штатных нормативов, тарифных ставок (окладов), включая дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера и др.

По подстатье 02 «Начисления на заработную плату» планируются расходы, исчисленные в установленных размерах к фактически начисленной заработной плате, на государственное социальное страхование и другие обязательные отчисления и страховые взносы, а именно:

- обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

- страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- обязательные страховые взносы на профессиональное пенсионное страхование.

По подстатье 03 «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов» планируются расходы по закупке предметов в составе оборотных средств, материалов и продуктов питания (с учетом расходов по таможенному оформлению и оплате таможенных пошлин, оплате услуг по декларированию товаров) по следующим элементам затрат:

- лекарственные средства и изделия медицинского назначения (элемент расходов 02);

- мягкий инвентарь и обмундирование (элемент расходов 03);

- продукты питания (элемент расходов 04);

- прочие расходные материалы и предметы снабжения (элемент расходов 05).

По элементу «Лекарственные средства и изделия медицинского назначения» предусматриваются средства на приобретение лекарственных средств, бактериологических препаратов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения; приобретение для медицинских целей минеральных вод, сывороток, вакцин, витаминов, дезинфекционных средств, кислорода и т.п.; оплату расходов, связанных с донорством крови, включая питание; приобретение крови и кровезаменителей для переливания; приобретение материалов для зубного протезирования, протезирования клапанов сердца, внутренних имплантантов, наборов пластин для остеосинтеза костей, наборов транспедикулярных фиксаторов для операций на позвоночнике и других аналогичных материалов; пополнение действующих медицинских учреждений медицинской техникой, изделиями медицинского назначения (включая медицинскую мебель), предметами ухода за больными, медицинским инструментарием, относящимися к предметам в составе оборотных средств; приобретение пленок для рентгеновских снимков, материалов для производства анализов; оплату минеральных ванн, грязевых и других лечебных процедур; приобретение термобумаги, кассет для медицинского оборудования (ЭКГ, УЗИ и т.п.), медицинских перчаток; расходных материалов для стоматологического лечения, для медицинского инструментария, для стерилизации оборудования;

По элементу расходов "Мягкий инвентарь и обмундирование" планируются расходы на приобретение и изготовление белья, одежды и обуви, обмундирования, столовых и постельных принадлежностей, штор (жалюзи), специальной (защитной) одежды и обуви, санитарно-гигиенической одежды, изделия одноразового использования и т.п.

Для планирования расходов на обеспечение организаций здравоохранения мягким инвентарем применяются нормы оснащения мягким инвентарем, утвержденные Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Данные нормы устанавливаются для: - стационаров государственных больничных организаций по отделениям больницы в зависимости от профиля заболевания с учетом количества предметов на 1 койку и срока службы в годах;

- амбулаторно-поликлинических организаций, амбулаторно-поликлинических подразделений государственных больничных организаций из расчета количества предметов на одну врачебную должность и срока службы в годах;

- домов ребенка в разрезе возрастных групп детей с учетом количества предметов на 1 койку и срока службы в годах;

- государственных организаций здравоохранения, оказывающих скорую (неотложную) медицинскую помощь из расчета количества предметов на одну должность, на одну бригаду скорой (неотложной) медицинской помощи и срока службы в годах.

Оснащение стационаров больниц мягким инвентарем осуществляется согласно табелям оснащения мягким инвентарем, утвержденным в установленном порядке.

Расчет ассигнований на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования по смете организации производится исходя из потребности в нем согласно действующим табелям оснащения мягким инвентарем, с учетом его фактического наличия и подлежащего списанию в каждом конкретном отделении, а также цен по его закупке.

По элементу расходов «Продукты питания» отражаются расходы на питание (включая оплату продукции, получаемой от подсобных хозяйств), расходы (наценки на стоимость сырьевого рациона) на приготовление пищи в случаях, когда питание организуется организациями общественного питания или организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения. Питание больных в больницах осуществляется с учетом норм среднесуточного набора продуктов питания для одного пациента, утвержденных Министерством здравоохранения Республики Беларусь для государственных организаций здравоохранения.

По элементу «Прочие расходные материалы и предметы снабжения» отражаются расходы на:

- приобретение предметов в составе оборотных средств, используемых для хозяйственных целей, канцелярских и письменных принадлежностей (бумага всех видов и назначений, папки всех видов и назначений, картон, переплетные материалы, блокноты, тетради, записные книжки, еженедельники, скобосшиватели и скобы к ним, ручки, стержни, скрепки, кнопки, скотч, карандаши, линейки, маркеры, подушки штемпельные, дыроколы, штрихи, фломастеры, нитки, иглы, шило, мастика штемпельная, клей, сургуч, календари и подставки к ним, письменные приборы, ножницы), приобретение дискет, модулей памяти (флэш-карт) и материалов на изготовление и приобретение бухгалтерских и статистических книг, книг по делопроизводству, бланков и ведомостей;

- переплет и брошюровку документов, типографские расходы и расходы по публикации;

- оплату услуг по автоматизации учета, в том числе приобретение программного продукта для собственного потребления;

- хозяйственные закупки (приобретение лопат, веников, ведер, щеток-ковриков входных, щеток, мастики, моющих средств и тряпок для мытья и натирания полов, мыла, стирального порошка, чистящих средств, электролампочек, светильников и другого хозяйственного инвентаря), расходы по дезинфекции и истреблению грызунов и насекомых;

- стирку белья, химчистку и санитарно-гигиеническое обслуживание контингента и;

- изготовление печатей, штампов, пломбираторов, справочников, бланков удостоверений, пропусков, штемпелей;

- приобретение справочной, официальной и периодической литературы (газет, журналов, бюллетеней, справочников, каталогов и т.п.);

- приобретение других материалов и предметов, используемых для хозяйственных целей, относящихся к предметам в составе оборотных средств.

По подстатье 04 «Командировки и служебные разъезды» отражаются расходы на командировки и служебные разъезды внутри страны и за границу:

- оплата проезда, суточных и квартирных при служебных командировках;

- оплата проезда, суточных, квартирных и подъемных при перемещении работников по службе в установленном порядке;

- оплата расходов по служебным разъездам: приобретение проездных билетов на транспорт общего пользования, за исключением такси, для работников, работа которых носит постоянный разъездной характер, если эти работники на время выполнения служебных обязанностей не обеспечиваются специальным транспортом;

- оплата командировок на сессии, съезды, совещания и конференции;

- иные расходы, связанные с гарантиями и компенсациями при служебных командировках.

Расходы по данной подстатье планируются в разрезе командировок и служебных разъездов внутри страны и за границу, в том числе, на курсы повышения квалификации, совещания, конференции, служебные командировки и т.п. исходя из планируемых числа работников и дней пребывания их в командировках с учетом норм расходов на проживание и суточных, а также расходов оплату проезда.

Расходы на командировки и служебные разъезды за границу осуществляются в соответствии с действующими нормативными документами об условиях труда работников Республики Беларусь за границей и по нормам возмещения расходов на командировки за границу.

По подстатье 05 «Оплата транспортных услуг» отражаются расходы по содержанию и найму транспорта:

- на содержание автомобильного, гужевого и других видов транспорта, в том числе и для учебных целей, включая техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей и других транспортных средств;

- на приобретение для служебного транспорта аптечек, огнетушителей и других аналогичных предметов, необходимых в соответствии с законодательством для оснащения транспортных средств;

- на наем транспорта для подвоза воды, дров, вывоза мусора, снега и для других хозяйственных целей, а также для доставки продуктов питания, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, минеральных вод, сывороток и т.п.;

- на оплату услуг стоянок транспортных средств во время командировок и служебных разъездов;

- расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- расходы по оплате услуг автозаправочных станций.

По подстатье 06 «Оплата услуг связи» планируются расходы на:

- оплату установки и эксплуатации служебных телефонов, переноса телефонных номеров;

- абонементную плату за линии телеграфной, телефаксной связи, оплату предоставляемых услуг по сети абонентского телеграфа;

- оплату всех видов служебных телеграмм;

- оплату международных и междугородных переговоров;

- абонентную плату за трансляционные радиоточки коллективного пользования, установленные от местных узлов вещания;

- абонементную плату за почтовые ящики;

- оплату сотовой и пейджинговой связи для организаций в соответствии с законодательством;

- оплату услуг за регистрацию условного или сокращенного телеграфного адреса;

- пересылку архивных материалов и пересылки лома драгоценных металлов;

- по отправке служебной корреспонденции и посылок, приобретение упаковочных материалов и ящиков для посылок;

- эксплуатацию технических средств связи, связанных с обеспечением телетрансляции и радиовещания;

- обслуживание волоконно-оптического кабеля;

- регистрацию и перерегистрацию радиостанций;

- установку телевизионных антенн;

- оплату соединительных, специальных и прямых линий, а также по договорам за арендуемые каналы и линии связи;

- подключение и пользование сети Интернет;

- оплату услуг связи по доставке корреспонденции и т.п.

По подстатье 07 «Оплата коммунальных услуг» планируются расходы по:

- приобретению, заготовке дров, угля, нефти, мазута, торфа, оплате газа, электрической, тепловой энергии для отопления зданий, служебных помещений, приготовления пищи, хозяйственных, технических, лечебных и других целей;

- оплате найма квартир и коммунальных услуг работникам бюджетных организаций в соответствии с законодательством;

- погрузке, разгрузке, укладке, складированию топлива, распиловке и колке дров;

- приобретению тары (цистерны, баллоны, бочки) под жидкое топливо и газ;

- оплате отопления, получаемого от котельных и тепловых сетей других ведомств;

- содержанию зданий, дворов, улиц и площадей (отоплению, освещению, водоснабжению, канализации, ассенизации, утилизации и вывозу мусора по договорам);

- оплате электроэнергии для радиостанций, аккумуляторов, зарядных станций;

- оплате электрической и тепловой энергии, водоснабжения для гаражей, стоянок транспортных средств;

- оплате осветительной и силовой электроэнергии;

- техническому обслуживанию зданий и сооружений, техническому и пожарному надзору (в том числе техническому обслуживанию лифтов, противопожарной сигнализации зданий и сооружений, поверке и техническому обслуживанию приборов учета расхода электроэнергии, воды, газа и тепловой энергии, проведению электрофизических измерений зданий и сооружений);

- вневедомственной охране;

- оплате аренды (субаренды) зданий, помещений, сооружений (включая аренду мест стоянок автотранспортных средств, аренду кабельной канализации), оборудования в соответствии в заключенными договорами, в которые включаются расходы по оплате амортизации инвентаря, предоставляемого хозяйственными органами для административно-управленческих служб, и долевое участие в расходах домовладения (по управлению, эксплуатации и текущему ремонту) пропорционально площади занимаемых помещений.

По подстатье 10 «Прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг» планируются расходы оплату текущего ремонта оборудования и инвентаря (элемент расходов 02), оплату текущего ремонта зданий и помещений (элемент расходов 03), прочие текущие расходы (элемент расходов 08).

По элементу 02 «Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря» отражаются расходы по текущему ремонту оборудования и инвентаря, включая ремонт мягкого инвентаря и обмундирования, техническое обслуживание медицинского и другого оборудования, приобретение запасных частей к нему, ремонт и замену комплектующих и расходных материалов, в том числе и для радиационного контроля, оперативной связи, электронно-вычислительных средств и оргтехники.

По элементу расходов 03 «Оплата текущего ремонта зданий и помещений» относятся расходы по текущему ремонту зданий и помещений - ремонту зданий и помещений с целью восстановления исправности (работоспособности) конструкций и систем инженерного оборудования, наружных коммуникаций (водопровода, канализации и др.), а также поддержания эксплуатационных показателей.

По элементу расходов 08 «Прочие текущие расходы» отражаются:

- оплата за проведение профосмотров работников, приобретение личных медицинских книжек;

- расходы, связанные с профессиональным обучением работников, если по законодательству оплата производится направляющей организацией;

- выплаты выпускникам, направленным после окончания учебного заведения на работу, в том числе в другую местность, в соответствии с законодательством;

- расходы на прохождение практики учащимися - оплата стоимости проезда учащихся и суточных за время их нахождения в пути и на базах практики, а также стоимость проезда, суточных и квартирных по командировкам преподавателей, направляемых на базы производственной и педагогической практики учащихся, на учебно-консультационные пункты для проведения занятий с обучающимися на заочной форме обучения;

- расходы на проведение мероприятий по охране труда и технике безопасности;

- расходы, связанные с патронированием детей, инвалидов, психических больных;

- оплата стоимости анализов (при отсутствии своей лаборатории, соответствующего диагностического оборудования), расходов по стерилизации биксов по договорам со сторонними организациями;

- расходы на обследование несущих конструкций зданий и сооружений по отдельно заключенным договорам;

- расходы на уплату налогов, сборов (пошлин) и других платежей в соответствии с законодательством и т.п.

Расходы на прочие текущие расходы предусматриваются исходя из фактически сложившихся расходов за предыдущие годы.

По статье 30 «Текущие бюджетные трансферты» отражаются все виды безвозмездных переводных платежей текущего характера, носящих характер финансовой помощи. По данной статье расходы, производимые больницами, отражаются по подстатье 03 «Текущие бюджетные трансферты населению», элементу 01 «Выплаты пенсий и пособий» и элементу 04 «Прочие трансферты населению».

Элемент расходов 01 «Выплаты пенсий и пособий» включает выплаты выходного пособия в соответствии с действующим законодательством. К элементу расходов 04 «Прочие трансферты населению» относятся расходы на бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни.

По статье 40 «Капитальные вложения в основные фонды» отражаются расходы на приобретение оборудования и предметов длительного пользования, капитальное строительство и капитальный ремонт, за исключением расходов, классифицируемых по экономической классификации как "Капитальные трансферты".

Расходы на эти цели по больницам планируются по подстатьям:

- приобретение оборудования и других основных средств (01);

- капитальный ремонт (03).

По подстатье 01 «Приобретение оборудования и других основных средств» отражаются расходы на закупку производственного и другого оборудования, а также других основных средств (все виды материально-технических средств, кроме предметов в составе оборотных средств) с учетом расходов по таможенному оформлению и оплате таможенных пошлин, оплате услуг по декларированию товаров.

По подстатье 03 «Капитальный ремонт» отражаются расходы на капитальный ремонт всех видов зданий, помещений, сооружений, объектов инженерной инфраструктуры, оборудования, автомобилей, других основных средств. В данную подстатью включаются также расходы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт и модернизацию объектов.

Ассигнования на капитальный ремонт предусматриваются больнице на основании перечня работ, которые требуют первоочередного выполнения, в соответствии с дефектными актами, технической документацией по установленным нормам и расценкам.

Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Планирование расходов на здравоохранение на основе норматива бюджетной обеспеченности на одного жителя

Для планирования расходов на здравоохранение используется норматив бюджетной обеспеченности на одного жителя. Основными целями перехода к финансированию расходов на здравоохранение исходя из норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя являются:

- повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, путем создания экономических условий и механизмов для приоритетного развития первичной медицинской помощи как наиболее экономичной формой бесплатной медицинской помощи населению;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях здравоохранения, дающих наибольший экономический, социальный и медицинский эффект;

- осуществление территориального перераспределения ресурсов в целях выравнивания объемов, условий оказания и доступности бесплатной медицинской помощи населению;

- повышение самостоятельности органов управления здравоохранением и организаций здравоохранения в распоряжении ресурсами отрасли в пределах выделенных из бюджета ассигнований на здравоохранение;

- уменьшение и ликвидация имеющихся диспропорций в обеспечении населения амбулаторно-поликлиническими и больничными организациями и, как следствие, в доступности и качестве бесплатной медицинской помощи по различным регионам Республики Беларусь.

Для определения размеров ассигнований из бюджета, рассчитанных по нормативу бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, учитываются только средства республиканского и (или) местных бюджетов.

Величина норматива бюджетного финансирования определяется с учетом обоснованных норм и нормативов потребности населения Республики Беларусь в бесплатной медицинской помощи и должна обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат организаций здравоохранения, в том числе на оказание бесплатной медицинской помощи, формирование средств на оплату труда работников здравоохранения и создание необходимой материально-технической базы в следующем порядке.

Министерство финансов Республики Беларусь совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь на основании доведенного показателя уровня расходов на здравоохранение к валовому внутреннему продукту (без расходов на капитальное строительство) исчисляет объем расходов на здравоохранение в целом по Республике Беларусь и определяет средний по Республике Беларусь норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя при исключении объема расходов на здравоохранение других органов государственного управления, определяет нормативы бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь в расчете на одного жителя:

- средний по Республике Беларусь;

- среднереспубликанский областей и г. Минска;

- по каждой области и г. Минску.

Средний норматив по Республике Беларусь (СНР) исчисляется путем деления объема расходов на здравоохранение в целом по Республике Беларусь на численность постоянного населения Республики Беларусь на планируемый год в среднегодовом исчислении по следующей формуле:

СНР = ОРз / ЧПн, (1)

где СНР - средний норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя по Республике Беларусь;

ОРз - объем расходов на здравоохранение в целом по Республике Беларусь;

ЧПн - численность постоянного населения Республики Беларусь на планируемый год в среднегодовом исчислении.

Среднереспубликанский норматив областей и г. Минска (СНО) исчисляется путем деления объема расходов на здравоохранение в целом по Республике Беларусь за вычетом расходов на финансирование организаций здравоохранения и мероприятий в области здравоохранения из республиканского бюджета на численность постоянного населения Республики Беларусь на планируемый год в среднегодовом исчислении по следующей формуле:

СНО = (ОРз – Рз) / ЧПн, (2)

где СНО - среднереспубликанский норматив областей и г. Минска;

ОРз - объем расходов на здравоохранение в целом по Республике Беларусь;

Рз - расходы на финансирование организаций здравоохранения и мероприятий в области здравоохранения из республиканского бюджета;

ЧПн - численность постоянного населения Республики Беларусь на планируемый год в среднегодовом исчислении.

Объем расходов на финансирование организаций здравоохранения, подчиненных Министерству здравоохранения Республики Беларусь, определяется исходя из планируемых объемов бесплатной медицинской помощи (пациентов, которым оказана медицинская помощь, койко-дней, посещений и др., с учетом динамики, сложившейся за прошлые годы) населению Республики Беларусь (областей, г. Минска) и расчетной стоимости затрат на их оказание.

Объем расходов на финансирование мероприятий в области здравоохранения из республиканского бюджета (оплата в централизованном порядке государственных закупок, услуг и др.) исчисляется на основании планов мероприятий, разработанных и утвержденных Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение из расчета на одного жителя по каждой области и г. Минску определяется исходя из среднего норматива по Республике Беларусь, скорректированного на:

- сумму расходов на планируемые объемы бесплатной медицинской помощи населению данной области, г. Минска организациями здравоохранения, финансируемыми из республиканского бюджета;

- сумму расходов на проведение мероприятий в области здравоохранения;

- сумму расходов на планируемые объемы бесплатной медицинской помощи, оказываемой жителям данной области, г. Минска организациями здравоохранения других областей, г. Минска и наоборот (объемы бесплатной медицинской помощи, оказываемой жителям других регионов в организациях здравоохранения данной области);

- сумму разницы в расходах, исчисленных по среднереспубликанскому нормативу и нормативу области, г. Минска. Эквивалентные единицы бесплатной медицинской помощи на 1 человека разрабатываются и утверждаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

- расходы, связанные с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС (выплаты надбавок к заработной плате работникам, принятым на работу в государственные организации здравоохранения, расположенные в зонах с радиационным загрязнением, на условиях контракта; льготное обеспечение лекарственными средствами при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях гражданам, проживающим на территориях с радиационным загрязнением, и другие расходы).

Утвержденные нормативы бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя для каждой области, г. Минска являются минимальными (базовыми) для определения расходов на здравоохранение по бюджету области, г. Минска.

Указанный порядок исчисления нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя применяется при определении расходов на здравоохранение в разрезе районов, городов внутри области и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: