Основные понятия психологии развития

Проблема развития: методологический и исторический аспекты. Четыре ряда изменений: филогенез, антропогенез, онтогенез, микрогенез. Становление идеи развития в истории психологии. Понятие развития в биологии, педагогике, психологии. Развитие как объективный факт. Развитие как объяснительный принцип. Развитие как цель и ценность современной культуры. Процессы становления, формирования и преобразования в категории развития. Подходы к понятию развития. Развитие как рост; как созревание; как совершенствование; как универсальные изменения; как качественное, структурное изменений; как изменение, влекущее за собой новые изменения. Соотношение понятий «развитие», «рост», «созревание» «научение».

Необратимость, направленность и закономерность процесса развития. Прогресс и регресс в развитии. Соотношение возрастного и индивидуального путей развития. Преформированный и непреформированный пути развития. Особенности развития человека в отличие от животных. Социокультурный фон развития.

Понятие возраста. Абсолютный (календарный, хронологический) и условный возраст (возраст развития). Биологический (скелетный, зубной, по телесному развитию, полового созревания) возраст. Социальный возраст (дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный, брачный, возраст гражданского совершеннолетия). Психический возраст (умственный, степень нравственной зрелости, психосексуальный, эмоциональный и т.п.). Субъективный, переживаемый возраст. Межличностная и внутриличностная гетерохрония. Понятие возрастной нормы. Статистический подход, функциональносистемный подход, медико-биологический подход; их преимущества и недостатки. Общестатистическая, социокультурная и индивидуально-личностная нормы.

Возраст и его определение в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Возраст и его определение в теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Динамика возрастных изменений. Эволюционные, революционные и ситуационные изменения. Понятие социальной ситуации развития, ее роль в процессе психического развития. Понятие кризиса и стабильного периода развития. Особенности кризисных периодов. Основные подходы к пониманию кризисов и их значения в отечественной и зарубежной психологии (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон). Определение сензитивного периода развития.

Понятие ведущей деятельности и ведущего типа общения. Введение А.Н. Леонтьевым в психологию развития категорию деятельности. Собственная деятельность ребенка под руководством взрослого как движущая сила психического развития. Понятие ведущей деятельности. Ведущая деятельность как показатель возраста ребенка. Признаки ведущей деятельности по А.Н. Леонтьеву. Закономерная смена основных видов деятельности в онтогенезе по Д.Б. Эльконину.

Роль общения в развитии ребенка. Понятие ведущего типа общения, типы общения ребенка со взрослым (по М.И. Лисиной). Ведущая роль обучения в психическом развитии (Л.С. Выготский). Понятие развивающего обучения. Понятие интериоризации, экстериоризации. Зона ближайшего развития, зона актуального развития.

3 Основные закономерности психического развития. Неравномерность, гетерохронность (асинхронность) развития. Неустойчивость развития. Прогресс и регресс в развитии. Сензитивность развития. Кумулятивность развития. Процессы дифференциации и интеграции в развитии. Закон развития высших психических функций. Необратимость, направленность и закономерность развития. Творческий характер развития. Ведущая роль социокультурного контекста в развитии. Совместная деятельность и общение как движущая сила развития, как средство обучения и воспитания. Амплификация детского развития. Непреходящая ценность всех этапов развития. Принцип единства аффекта и интеллекта. Опосредствующая роль знаково-символических структур. Интериоризация-экстериоризация как механизмы развития и обучения. Ведущая роль сензитивных периодов развития. Произвольность и саморегуляция как основа интеллектуально-личностного развития. Проявление закономерностей развития в разных возрастных периодах.

4 Движущие силы и факторы (детерминанты) психического развития. Движущие силы психического развития. Развитие как диалектический процесс. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречия как источник развития. Кризисы развития. Процессы обособления-отождествления, социализации-индивидуализации как исходное (основное) противоречие. Факторы психического развития. Биологические факторы (генетические, морфологические, физиологические). Понятия «наследственность», «наследование», «наследуемость», «ген», «генотип», «фенотип», «генофонд», «геном». Видоспецифическая и индивидуальная части генотипа, их вклад в развитие. Понятие созревания. Биологические основы развития на разных возрастных этапах. Среда как фактор развития. Природная среда. Социокультурная детерминация в развитии. Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе. Социальная среда. Макро-, микро-, мезосреда. Взаимодействие на-

следственности и среды в психическом развитии. Генно-средовые эффекты. Здоровьесберегающая среда как фактор развития. Влияние образования на развитие. Деятельность, общение, активность как факторы развития. Условия развития. Психологическое сопровождение развития человека, возрастосообразность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: