Свободный рынок: эластичность

Все проанализированные выше закономерности спроса и предложения, к сожалению, позволяют оценить только направление их изменений, но не объем модификации. Характеристика спроса и предложения, обладающая возможностью предоставить инструмент определения количественной стороны динамики называется эластичностью.

Эластичность – это соотношение изменения количества товара в ответ на определенное изменение цены:

Эластичность = Изменение количества товара (%)
Изменение уровня цены (%)

Данное понятие в равной мере приложимо как к спросу на товар, так и к его предложению, и применительно к закономерности принимает соответствующее название – эластичность спроса или эластичность предложения.

В первом случае речь идет о доле прироста количества товара, которую дополнительно будут готовы купить покупатели, если цена его уменьшится на определенную долю. Понятно, что поскольку зависимость между ценой и количеством, описываемая законом спроса, обратная, то и эластичность спроса является отрицательной величиной. Оценка изменений обычно осуществляется не в виде абсолютных значений, а в процентном выражении.

Если величина эластичности оказывается больше единицы, то речь идет о так называемом эластичном спросе. Иными словами, при увеличении цены спрос падает соответствующим пропорциональным образом. Большинство товаров относится именно к такому виду: цена на мясо возрастает, количество которое люди готовы купить соответственно снижается.

В той ситуации, когда эластичность представляет собой меньшую чем единица величину, то есть определенное увеличение цены снижает величину спроса в заметно меньшем объеме, то спрос неэластичен. Таких товаров существенно меньше и они, чаще всего, высоко необходимы и не имеют заменителей, например, лекарственные средства.

Совершенно аналогично обстоит дело с анализом эластичности предложения, с тем лишь различием, что в этом случае она имеет положительную величину, поскольку, зависимость цены и количества товара здесь всегда прямая.

Оценка эластичности и понимание того, к какой группе относится предлагаемый товар позволяет оценить возможность изменения цен как со стратегических, так и с тактических позиций, увеличивая тем самым возможности управления доходностью предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: