Основные этапы процесса конфликта

С развитием конфликта главная задача менеджера состоит в том, чтобы уметь определить природу конфликта и «войти» в него на начальной стадии, когда отношения еще предконфликтные.

На этой стадии идет накопление нерешенных проблем, в отношениях появляется напряженность. Начинает складываться конфликтная ситуация, которая включает объекты и субъекты конфликта.

Следует отметить, что независимо от типов большинству конфликтов присуща не только производственная, но и эмоциональная, чувственная основа. Психологический феномен чувства обиды и зависти рассматривается конфликтологами в качестве устойчивого источника возникновения конфликтов.

Поэтому в следующей стадии, когда происходит обострение противоречий, отношения между субъектами конфликта негативно устойчивы. Могут использоваться интриги, т.е. намеренно нечестные действия.

На третьей стадии субъекты конфликта осознают не только наличие противоречий, но и необходимость их разрешения.

На четверной стадии развития конфликта происходит перерастание конфликта в открытую стадию – инцидент.

Пятая стадия – это разрешение конфликта. Шестая стадия – это постконфликтные отношения. Для состояния постконфликтных отношений возможны три варианта:

· отношения могут улучшиться;

· отношения могут ухудшиться;

· отношения полностью разорваны.

Перечисленные стадии характеризуют содержание конфликта как процесса и схематично представлены на рис. 79.

 
 


Рис. 79. Модель процесса конфликта

На ход конфликтного процесса оказывает воздействие тип поведения менеджера. Недостаточность благожелательного внимания со стороны менеджера рассматривается как источник возникновения порой самостоятельного конфликта. Тип поведения руководителя определяется стилем (типом) управления, который обуславливается его личными качествами. Выделяют следующие пять поведенческих действий руководителей в конфликтной ситуации:

1. Сообщение подчиненным, что им необходимо делать.

2. Принятие точки зрения, которую выражают окружающие.

3. Избегание участия в конфликтной ситуации – синдром «страусовой зашиты».

4. Выработка умения приспособиться к конфликтам.

5. Нахождение оптимального решения, не вызывающего враждебности в отношениях между работниками.

При возникновении конфликта возрастает необходимость выбора типа поведения менеджера, наиболее выгодного для организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: