1) Ранее младенчество (от рождения до 1 года)
- Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей.
2) Позднее младенчество (от 1 года до 3-ех лет)
- самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека (+самосознание)
3) Раннее детство (около 3-5 лет)
- любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевое поведение (различия между полами)
4) Среднее детство (от 5 до 11 лет)
- трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу.
5) Половое созревание, подростничество и юность (от 11 до 20 лет)
- жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы – планов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирования в разных ролях. Учение. Четкая полова поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости.
6) Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет)
- близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.
7) Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет)
- творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.
8) Поздняя зрелость (свыше 60 лет)
- полнота жизни. Постоянны раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна.
11.Зарубежные и отечественные теории личности:
Основные направления в зарубежной теории личности:
1. Психоанализ (З.Фрейд):
- индивидуальная психология (Адлер)
- аналитическая психология (К.Юнг)
2. Бихевиоризм (Уотсон)
3. Гуманистическая (Роджерс, Маслоу)
4. Гештальтпсихология (Вертгеймер)
5. Экзаистенциальная психология (Франкл)
6. Когнитивная психология (Кеми)
Основные направления в отечественной:
1. Теория деятельности (Леонтьев)
2. Культурно-исторический подход (Выгоцкий)
3. Субъектно-деятельностный подход (Рубинштейн)
4. Системный (Ломов, Ананьев)
Теория – система взаимосвязанных идей, построений, принципов, имеющая своей целью объяснение определенных наблюдений над реальностью. Теория не может быть правильной/неправильной, т.к. она не является умозрительной.
Теория личности – тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляет собой человек или люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе.
Дополнительно: в чем различие подходов, разработанных у нас и за рубежом?
Отечественная психология отличается комплексным подходом к решению теоретических вопросов. Отечественные психологи разработали системный подход, который подразумевает интеграцию накопленного знания.
В зарубежной психологии персонологи придерживаются каждый своей точки зрения, что порой затрудняет целостное восприятие изучаемого объекта.
Но, надо иметь в виду, что не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять персонологам к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. К тому же разные точки зрения на один и тот же объект так или иначе дополняю друг друга, потому что все в мире взаимосвязано (принцип комплиментарности – дополняемости).