Характер и его структура. Мотивационные и инструментальные черты характера

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношения человека к людям, работе.

Черты личности:

1) мотивационная: побуждает, направляет деятельность (связано с личностью)

2) инструментальная: предает деятельности определенный стиль (связано с темпераментом)

Характер относится к инструментальной части.

Формирование характера.

На формирование характера влияют генетические факторы (наследственность) и факторы социальной среды развития (общество).

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение в окружающими людьми: он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивный период жизни для развития характера – возраст от 2-3 до 9-10 лет. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием со стороны ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом.

Раньше других (первые месяцы жизни) в характере закладываются такие черты как: доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям.

В раннем и дошкольном детстве складываются свойства характера, которые проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость (формируется и закрепляется в играх и домашнем труде). В данном возрасте сохраняются и закрепляются такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми (расширяется сфера общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых-учителей).

Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохранятся в течение всей дальнейшей жизни.

Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями, другими взрослыми не подтверждает те характерные формы поведения, которые приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие основы его.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: