Развитие изобразительной деятельности и конструирования в дошкольном возрасте

Изобразительная деятельность ребенка — предмет особого внимания педагогов, психологов и художников. Основными направлениями исследования детского рисунка в настоящее время являются: изучение возрастной эволюции детского рисунка; психологический анализ процесса рисования; измерение одаренности. Существуют попытки связать показатели умственного развития ребенка и качества его рисунка. Жизнь ума и жизнь эмоций в рисунке ребенка — так можно было бы обозначить основной предмет исследований. По большому счету, рисунок ребенка — это всегда загадка. Что в рисунке ребенка отражено: его знания о мире или его переживания, его чувства по поводу этого мира, его чувства по поводу того, что он видит и слышит вокруг себя? В русле психологии говорят как минимум о двух подходах к анализу детского рисунка с точки зрения его содержания. Так, Л.Ф. Обухова выделяет интеллектуалистическую теорию, в поле внимания которой символизм детского рисунка. В концепциях В. Штерна и Д. Селли рисунок рассматривают в качестве символа определенных понятий. Лейп-цигская школа комплексных переживаний — еще одно направление, еще одна школа, еще один подход к анализу изобразительной деятельности ребенка. Здесь говорят об экспрессионистском характере детского рисунка. Детский рисунок в концепции Г. Фолькельта — отражение чувств, эмоциональных состояний и переживаний ребенка. Интерес исследователей не может не быть прикован и к стадиям развития детского рисунка. Самой первой стадией развития рисунка является стадия лишенных смысла штрихов. Ими, считает А. А. Смирнов, ребенок не пытается выражать что-либо определенное. Они — только результат подражания тем действиям, которые он видит у взрослого. За этой стадией следует стадия бесформенных изображений (начало третьего года жизни). Ребенок уже стремится выразить на бумаге какой-то образ, но его силы еще настолько недостаточны, что посторонний наблюдатель не в состоянии, без помощи самого «художника», определить смысл нарисованного. Конструктивная деятельность предполагает создание конструкций из отдельных частей и деталей Ее выполнение развивает технические способности детей, способствует развитию изобретательских умений на качеств При создании кон нструкции необходимо учитывать взаимное расположение деталей, способ их соединения, возможность замены на другие детали и т.д. При этом ребенок познает свойства каждой из деталей, раскрывает для себя закономерности соединения различных материалов Так, детали из пластилина соединяются прижимом, а металлические детали соединить трудно, нужны специальные способности. Детское конструирование обозначает процесс построения сооружений таких конструкций, где предполагается взаимосвязь в расположении частей и элементов, способы их соединения [37, с 6] Дети конструируют, прежде, те сооружения и конструкции, которые их окружают и становятся предметом их опыта. Первые конструкции детей появляются в ходе предметной деятельности в результате практических действий с различными объектами: кубиками, кружочками пирамидки и т.д. Взрослый наделяет такие сооружения определенным смыслом, поя Клиники доктора Ионовой, для чего их можно использовать: \"Какой у тебя мостик! Теперь по нему проедет машина. Таким образом ребенок вовлекается в игру с конструкцией и открывает возможности ее использования изготовления. Дошкольный возраст отмечается расцветом сюжетно-ролевой игры, поэтому конструктивная деятельность часто играет при этом обслуживающую роль Необходимость использования конструкции в игре становится ведущим мотивом м конструктивной деятельности время конструктивная деятельность приобретает для ребенка и самостоятельное значение, превращается в особую игру, увлекая ребенка своим процессом и включая условную ситуацию. Как отмечает А Н Давидчук, в дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры. Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте: - в процессе конструирования ребенок решает определенные конструктивно-технические задачи, сущностью которых является соединение отдельных частей и элементов по определенной логике; - в дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображения (сближается с изобразительной деятельностью) и строительство для игры (сближается с конструкт тивно-техническим творчеством взрослых) - детская сооружение обеспечивает выполнение определенных функций настоящей, но внешне напоминает ее только общей форме; - конструирование дошкольника опирается на его умственную деятельность и одновременно служит средством ее развития; - умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого; - с возрастом ребенка возрастает самостоятельность и творчество конструирования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: