Эпоха эллинизма

Эпоха эллинизма — время самой широкой экспансии эллинов на Восток и создания там новых государств. Центры экономической, политической и культурной жизни переносятся из метрополии в Малую Азию, Сирию, Египет. В этих странах основывается и строится ряд новых городов, что выдвигает перед архитекторами нередко грандиозные задачи планировки. Все новообразовавшиеся греко-восточные государства представляют собой монархии, в силу чего перед искусством встает задача увековечения и прославления правителей. Создание больших государственных объединений, масштабы которых значительно превосходили небольшие общины эллинских полисов, дало несравненно больший размах строительству эпохи эллинизма. Планировка города, неведомая архитектору в эпоху стихийного роста города, становится одной из главных проблем, стоящих перед зодчим в период эллинизма. О том, какой смелости и размаха достигали проекты зодчих данной эпохи, наглядно свидетельствует фантастический план, составленный Стасикратом, превращения горы Афон в статую Александра, причем на одной руке царя должен был помещаться город с десятью тысячами жителей.Одним из главнейших городов в эллинистическую эпоху была Александрия, основанная в 332—331 гг. в устье Нила. Строителем этого города был родосский архитектор Дейнократ. Александрия была разбита по строго определенному плану; широкие прямые улицы пересекались под прямыми углами. Значительную часть города занимал царский дворец с прилегавшими к нему садами, театром, арсеналом, музеем и гробницей Александра. В эллинистическую эпоху ряд общественных зданий. В некоторых из них мы находим весьма характерные для зодчества рассматриваемого периода открытые дворы, обнесенные галереями колоннад. Таков был обширный (50x60 м) двор при святилище Аполлона Дельфиния, служившем вместе с тем городским архивом. Но особенно большим размером отличался южный рынок, представлявший собой прямоугольную площадь 200 х 164 м, со всех сторон обрамленную двухэтажной колоннадой дорийского ордера. Эти колоннады были двухнефными, снаружи обнесенными глухой стеной; в них заключалось большое количество лавок и мастерских. Помимо этого рынка в Милете находилось еще несколько колоннад, также служивших рынками. храм Афины Полиады в Приене, датой которому служит сохранившаяся надпись Александра Македонского 334 г. Он был сооружен строителем Мавсолея, архитектором Пифеем, и знаменовал собой попытку возвращения к более простым формам в архитектуре (рис.1). Сооруженный из мрамора ионийский периптер имел по шесть колонн с фасадных и по одиннадцати — с длинных сторон. Размеры его были невелики: длина около 22 м, ширина 12 м. Внутреннее помещение храма состояло из пронаоса, целлы и описфодома. Антаблемент был облегченного типа, между архитравом и карнизом фриз отсутствовал, во фронтонах скульптур не было, но зато весьма богатыми рельефными орнаментами были украшены другие части здания (карнизы, желоба, кассеты потолка и пр.). Следует упомянуть начатый постройкой в эллинистическую эпоху, но законченный уже в римское время, театр в Милете, представлявший собой самый большой из театров в Малой Азии (рис.2). Он был сооружен из мрамора. Вместимость театра достигала 25 000 зрителей.

Рис.1 рис.2

Этот город, сильно разросшийся в эпоху эллинизма, первоначально сосредоточивался на довольно высоком холме. Уже с середины III в. город начал увеличиваться, примерно через столетие он уже раскинулся по склонам холма, очистив вершину его для общественных зданий акрополя и дворца царя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: