Олигополия - это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. Для нее характерны следующие черты:
1) кривая спроса является более эластичной, чем при монополии, так как конкуренция между фирмами отрасли устанавливает более низкую цену и желающих купить данный товар будет больше;
2) на этих рынках продаются как однородные, так и дифференцированные товары;
3) высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны с экономией на масштабе производства. Например, в автомобильной промышленности США в 80-е годы минимально эффективный объем выпуска составлял 300 тыс. машин в год; но могут быть и другие барьеры;
4) способность удерживать цены в краткосрочном периоде неизменными, несмотря на колебания в спросе. Проведенные экономистами исследования деятельности фирм показывают, что ее кривые издержек в краткосрочном периоде имеют значительный горизонтальный участок. Это объясняется тем, что фирма заранее готовится к возможным колебаниям спроса и распределяет свое оборудование так, чтобы уменьшить или увеличить объем, но оставить неизменной цену.
|
|
Чтобы выразить уровень монопольной власти фирмы используют следующие показатели:
- степень концентрации рынка. Он показывает процентное отношение продаж четырех или восьми крупнейших фирмам к общему отраслевому объему продаж;
- индекс Херфиндаля-Хершмана (Н.Н.). При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли:
,
где п - число фирм в отрасли;
gi - доля каждой фирмы в отрасли.
Индекс Лернера (IЛ):
,
где Еd - эластичность спроса на продукцию фирмы. Коэффициент Лернера принимает значение от нуля до единицы. Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть и дальше рынок от идеального состояния совершенной конкуренции.
Если возникают трудности с подсчетом МС, то в формуле МС заменяют на АТС. Средний для отрасли индекс Лернера можно вычислить по формуле:
.