Классицизм – художественное направление, сложившееся в европейской литературе 17 в., в основе которого – признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности – художественной нормой. В основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе».
Черты:
-культ разума
-художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое
-схематизм
-человеческие характеры обрисовываются прямолинейно
-деление героев на положительных и отрицательных
-идеализация героев, абсолютизация идей, утопизм
-подчеркивается объективность повествования
-активное обращение к гражданственной, общественной проблематике
-строгая иерархия жанров – высокие(трагедия, ода, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня)
В России особый интерес к античным писателям возник в 18 в, хотя они были известны ещё с 16в. Стали создаваться переводы античных авторов – Платона, Цицерона, Гомера, Анакреона.
Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов – реформаторы русской литературы и первые представителя классицизма. Они учились у античных авторов, перенимали их темы, идеи. Но вместе с тем обновляли и развивали античные традиции, перенося их на русскую почву. Реформы стихосложения (Тредиаковского, Ломоносова) и стиля сделали возможным существование идеалов античности в русской литературе. В творчестве русских классицистов получили развитие 2 направления: сатирическое (обличительное – Кантемир) и утверждающее(воспевающее).
|
|
Кантемир – из Молдавии, в 3 года с отцом переехал в Россию, получил образование в Петербургской академии наук. Мастер многих жанров, но ярче всего его талант проявился в создании сатиры. Все его сатиры стали актуальными откликами на события его времени. В то же время их можно считать зародышами реализма, они носят воспитательную, дидактическую направленность.
Ломоносов(1711-1765). После того, как узнал, что отец хочет его женить, сбежал из Архангельской губернии в Москву. Он дал первое научное описание русского языка под названием «Русская грамматика». На основе живого разговорного языка создал правила, упорядочив нормы русского языка. «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» - теория 3х штилей, языка: высокий(ода, героическая поэма), средний(трагедия, послание, сатира) и низкий(басня, комедия, эпиграмма). Ломоносов видел главную задачу литературы в сочетании практической пользы и красоты.
Тредиаковский(1703-68). В работе "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735) сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения.
Поэма "Тилемахида" (1766). Родился в Астрахани, бежал за границу. Поэма «Феоптия». он изобрел способ писать ритмически гладкие стихи, он открыл роль ударений в стихе, создал «тоническую» систему стихосложения, существующую и доныне в русской поэзии.