III — Канал наименьшего сопротивления ЧС (волевой напор, активность...).
ЛИИ очень плохо переносит волевой нажим. Человек исполнительный и стремящийся к порядку, он тем не менее не станет выполнять распоряжение начальства, с его точки зрения неверное. Не выносит грубости и хамства.
С несправедливостью ЛИИ также мириться не станет, отстаивая свои права, может проявить горячность и резкость, неожиданные для окружающих, а в особых случаях, как это произошло в романе Дюма, даже может выступить инициатором казни:
«Атос вскочил в комнату и предстал перед миледи, как призрак мести.
Миледи кинулась к двери и открыла ее — на пороге стоял д'Артаньян, еще более бледный и грозный, чем Атос. (...)
— Положите оружие на место, д'Артаньян, — сказал он. — Эту женщину надлежит судить, а не просто убивать. Подожди еще немного, д'Артаньян, и ты получишь удовлетворение... Войдите, господа.
Д'Артаньян повиновался: у Атоса был торжественный голос и властный жест судьи, ниспосланного самим создателем. За д'Артаньяном вошли Портос, Арамис, лорд Винтер и человек в красном плаще».
В этом эпизоде мы обнаруживаем не только бескомпромиссность психотипа ЛИИ, но и стремление к закону — миледи надо судить за ее злодеяния, а не просто убить, все должно быть так, как положено, согласно общему порядку и высшей справедливости. Именно такая установка сознания соответствует ведущему блоку его психотипа.
IV — Суггестивный канал ЧЭ (эмоциональность...).
В проявлении чувств ЛИИ сдержан, в этой сфере он не уверен, поэтому придерживается норм, принятых в обществе, традиций. В общении с людьми — осторожен, боится оказаться в непонятной для него ситуации.
« — И все-таки вас обманут, — сказал Атос, который был оптимистом, когда речь шла о вещах, и пессимистом, когда речь шла о людях». Не правда ли, это точная характеристика отличия логика от этика?
Слабо разбираясь в эмоциональных тонкостях, ЛИИ предпочитает не вмешиваться в конфликты, по возможности избегая их. Плохо понимает, как утешить горюющего человека, предпочитает в таких случаях отойти в сторону, чтобы ненароком не причинить дополнительные страдания. Обычно ЛИИ общается с людьми на далекой психологической дистанции, ему трудно понять, как к нему относятся, если это отношение не доказано какими-то поступками или реальной помощью. Именно так он и сам проявляет свое отношение к окружающим людям.
Довольно часто ЛИИ испытывает неловкость при общении с представителями противоположного пола, с трудом понимает все нюансы любовных отношений — ему гораздо легче контактировать в интеллектуальной сфере.
« — Чувствительное сердце — разбитое сердце, — сказал Атос. (...) — Я хочу сказать, что любовь — это лотерея, в которой выигравшему достается смерть! Поверьте мне, любезный д'Артаньян, вам очень повезло, что вы проиграли!».
Дюма объясняет это свойство характера Атоса тем, что леди Винтер, жена Атоса, обманула своего мужа, выдавая себя за ту, которой в действительности она не была. Но, как бы там ни было, человек другого психотипа вряд ли бы стал так себя вести, как это описано в романе, а вот для ЛИИ — это часто свойственно:
«Хотя Атосу было не более тридцати лет, и он был прекрасен и телом и душой, никто не слышал, чтобы у него была возлюбленная. Он никогда не говорил о женщинах, но никогда не мешал другим говорить на эту тему, хотя легко было заметить, что подобный разговор, в который он изредка только вставлял горькое слово или мрачное замечание, был ему крайне неприятен. Его сдержанность, нелюдимость и неразговорчивость делали его почти стариком».
В заключение проиллюстрируем все особенности психотипа ЛИИ еще одной выдержкой из романа «Три мушкетера».
« — Необходимо, однако, составить план сражения, — заметил Арамис.
— Он очень прост, — сказал Атос. — Как только неприятель окажется на расстоянии выстрела, мы открываем огонь; если он продолжает наступать, мы стреляем снова и будем продолжать так, пока будет чем заряжать ружья. Если те, кто уцелеет, решат идти на приступ, мы дадим осаждающим спуститься в ров и сбросим им на головы кусок стены, который только каким-то чудом еще держится на месте.
— Браво! — закричал Портос. — Ты положительно рожден быть полководцем, Атос, и кардинал, хоть он и мнит себя военным гением, ничто в сравнении с тобой!»
« — Да, теперь и я ничего не имею против отступления, — сказал Атос. — Мы держали пари на один час, а пробыли здесь полтора. Теперь уж к нам никто не придерется. Идемте, господа, идемте!
Гримо уже помчался вперед с корзиной и остатками завтрака.
Четверо друзей вышли вслед за ним и сделали уже шагов десять, как вдруг Атос воскликнул:
— Эй, черт возьми, что же мы делаем, господа!
— Ты что-нибудь позабыл? — спросил Арамис.
— А знамя, черт побери! Нельзя оставлять знамя неприятелю, даже если это простая салфетка.
Атос бросился на бастион, поднялся на вышку и снял знамя. (...)
Атос повернулся спиной к защитникам города и помахал знаменем, приветствуя защитников лагеря. С обеих сторон раздались громкие крики: с одной — вопли ярости, с другой — гул восторга».
Здесь обратите внимание на два момента: во-первых, Атос очень точно логически формулирует задачу, являясь естественным лидером своих друзей, все, что называется, раскладывает «по полочкам».. Во-вторых — показателен эпизод со знаменем-салфеткой. Знамя — это символ, который для него очень важен как выражение принадлежности к определенной социальной группе, в данном случае — к королевским мушкетерам. А символ — это не просто салфетка, а выражение, в данном случае, определенных социальных отношений, социальной системы, которая для ИЛИ определяется его ведущей функцией. Поэтому, рискуя жизнью, Атос возвращается назад и снимает это «знамя».