Методические рекомендации. Саморегуляция – это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом

Саморегуляция – это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.

Саморегуляция позволяет человеку меняться в соответствии с изменением обстоятельств внешнего мира и условий его жизни, поддерживает необходимую для деятельности человека психическую активность, обеспечивает сознательную организацию и коррекцию его действий.

Саморегуляция – это раскрытие резервных возможностей человека, а следовательно, развитие творческого потенциала личности. Применение приемов саморегуляции предполагает активное волевое участие и, как следствие, является условием формирования сильной, ответственной личности.

Различают три последовательных этапа становления саморегуляции поведения в системе интеграции личности:

  1. базальная эмоциональная саморегуляция
  2. волевая саморегуляция
  3. смысловая, ценностная саморегуляция.

Базальная эмоциональная саморегуляция обеспечивается неосознаваемыми механизмами, которые работают независимо от желания человека, и смысл их работы состоит в обеспечении психологически комфортного и стабильного состояния внутреннего мира.

Волевая и смысловая саморегуляция относятся к сознательному уровню. Волевая саморегуляция основывается на волевом усилии, которое направляет поведенческую активность в нужном направлении, но не снимает внутреннее противостояние мотивов и не обеспечивает состояние психологического комфорта.

Смысловая саморегуляция основывается на механизме смыслового связывания, который состоит в осмыслении и переосмыслении существующих ценностей и порождения новых жизненных смыслов. Благодаря такой сознательной перестройке личностью собственной ценностной сферы разрешается внутренний мотивационный конфликт, снимается психическая напряженность, и происходит гармонизация внутреннего мира личности. Этот механизм может существовать лишь у интегрированой, зрелой личности.

Сознательная волевая саморегуляция базируется на рассудочно-действенной основе и имеет директивный характер, а смысловая – на эмпатийно-понимающей основе и имеет недирективный характер.

На практическом занятии происходит разбор и закрепление теоретического материала. После этого преподаватель дает задание на дом: самостоятельно провести психотехнические упражнения и овладеть некоторыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения, составить от­чет о проделанной работе.

Задание строится как психологический практикум, который са­мостоятельно разработан обучающимися с использованием приемов саморегуляции в ходе выполнения упражнений. Теоретическое изучение проблемы, выбор приемов, способ проведения проводятся и выбираются обучающимися самостоятельно.

Отработка задания завершается письменным отчетом по установ­ленной форме. На следующем практическом занятии преподаватель проверяет и оцениваетрезультаты работы.

Задачи работы:

1. Самостоятельная разработка проблемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения:

­ изучение теоретического материала, используя основные источники информации, ознакомление с приемами и методами саморегуляции:

­ Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции: Учебно-методическое пособие: портал. – URL: http://window.edu.ru/resource/951/46951. Дата обращения: 15.12.2012;

­ Основы конструктивного общения: Метод. пособие для педагогов-психологов / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева; Под ред. Ю. М. Забродина, М. В. Поповой: портал. – URL: http://www.syntone.ru/library/books. Дата обращения: 15.12.2012;

­ Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие: портал. – URL: http://www.aup.ru/books/m161. Дата обращения: 15.12.2012.

2. Разработка плана проведения одного из приемов саморегуляции.

3. Организация и проведение упражнений (приемов) саморегуляции.

4. Описание результатов и составление и оформление отчета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: