Формирование психического здоровья предполагает гигиену тела и психогигиену, самовоспитание, самоуправление.
Под психологическим самоуправлением (саморегулированием) понимаются сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение для поддержания или изменения характера их протекания [22]. Психическое самоуправление и саморегуляция соотносятся между собой как целое и частное: управление включает в себя регулирование. Переход от самоуправления к саморегуляции – это переход от замысла, идеи к воплощению их в жизнь. Если саморегуляция, как правило, подчинена решению задач ближайшего будущего, то самоуправление может быть нацелено на более долгосрочную перспективу – выбор жизненного пути, постановку задач самосовершенствования, конкретизацию целей, самовоспитания.
В современных психологических исследованиях понятие «саморегуляция» трактуется по-разному. Среди основных подходов выделяются несколько. Саморегуляция – это:
|
|
· особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения;
· управление человеком своими эмоциями, чувствами, переживаниями;
· целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и нервно-психических состояний в целом;
· целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий;
· «внутренняя» регуляция поведенческой активности человека;
· взаимодействие внешнего и внутреннего в поведении и деятельности индивида, и т.д.
С практической точки зрения важно уяснить, что саморегуляция во многом зависит от желания человека управлять собственными эмоциями, чувствами, переживаниями, и как следствие – поведением [22].
В психологической науке существует множество подходов к классификации уровней психической саморегуляции. Рассмотрим уровни психической саморегуляуии с позиций психофизиолога Л.П. Гримака [22]. Выделяются следующие уровни:
· информационно - энергетический;
· мотивационный;
· эмоционально – волевой;
· индивидуально – личностный.