В научной литературе представлена структура саморегуляции осознанной деятельности, которая включает в себя процессы:
1. самостоятельного целеполагания,
2. моделирования учебных условий,
3. планирования,
4. самоанализа,
5. самоконтроля,
6. самокоррекции,
7. самооценки.
Лабораторией психологии саморегуляции под руководством Конопкина О.А. разработана структурно-функциональная модель саморегуляции.
Процесс саморегуляции представлен в этой модели как система, состоящая из отдельных функциональных звеньев, основанием для выделения которых является специфика их регуляторных функций в целостном контуре регулирования:
1. постановка и принятие субъектом целей его произвольной активности;
2. создание субъективной модели значимых для деятельности условий;
3. формирование программы исполнительских действий;
4. контроль и коррекция результатов деятельности.
Моросанова В.И. пишет, что в саморегуляции можно выделить следующие элементы:
1. целеполагание, или планирование,
|
|
2. моделирование значимых условий деятельности,
3. составление программы, или алгоритма, действия,
4. совершение действия,
5. оценка соответствия результатов действия запланированным целям,
6. внесение поправок в модель и программу, если цель остается прежней, и повтор цикла, или смена цели - и новый цикл.
По мнению А.К. Осницкого, благодаря развитию и совершенствованию у человека системы саморегуляции формируется совокупность умений саморегуляции:
1. ставить цели и определять наиболее актуальные из них (целеполагание);
2. анализировать условия и выделять наиболее значимые для достижения поставленной цели (анализ условий);
3. выбирать способы действий и организовывать их последовательную реализацию (выбор способов);
4. оценивать промежуточные и конечные результаты деятельности, подбирая для этого наиболее подходящие критерии оценки (оценка результатов);
5. исправлять допущенные ошибки (исправление ошибок);
6. обеспеченность регуляции в целом.
Как и все формируемые умения, умения саморегуляции могут быть предметом сознательного контроля. Именно на основе осознанной психической саморегуляции и формируются социально опосредствованные механизмы управления индивидуально приобретенным арсеналом непосредственно-чувственного и опосредствованного опыта. В подростковом возрасте эти механизмы могут стать действенным инструментом самовоспитания и совершенствования своих возможностей.
Признаками развитой сферы саморегуляции являются также умения человека вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы», расслабляться, способность снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе. Эта сфера способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Любое напряженное психическое состояние, отмечает психолог Н.В. Самоукина, характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях.
|
|
В процессах саморегуляции реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т.п.
Развитая сфера саморегуляции синтезирует все остальные процессы, протекающие в других сферах, она управляет, координирует все психические состояния, поэтому она способствует сохранению и укреплению собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижению успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.
Сфера саморегуляции органичным образом связывает индивидуальность с личностью. Например, за такими чертами, как безалаберность, безрассудство, беспечность, небрежность, опрометчивость, разболтанность, распущенность, суетливость, халатность и др., нетрудно увидеть дефицит в развитии рассматриваемой сферы. Напротив, если человека характеризуют как аккуратного, выдержанного, обязательного, организованного, порядочного, рассудительного, добросовестного, предусмотрительного и т.п., то за каждой из перечисленных черт хорошо просматривается умение контролировать свои мысли и чувства, действия и поступки.