Структура саморегуляции

В научной литературе представлена структура саморегуляции осознанной деятельности, которая включает в себя процессы:

1. самостоятельного целеполагания,

2. моделирования учебных условий,

3. планирования,

4. самоанализа,

5. самоконтроля,

6. самокоррекции,

7. самооценки.

Лабораторией психологии саморегуляции под руководством Конопкина О.А. разработана структурно-функциональная модель саморегуляции.

Процесс саморегуляции представлен в этой модели как система, состоящая из отдельных функциональных звеньев, основанием для выделения которых является специфика их регуляторных функций в целостном контуре регулирования:

1. постановка и принятие субъектом целей его произвольной активности;

2. создание субъективной модели значимых для деятельности условий;

3. формирование программы исполнительских действий;

4. контроль и коррекция результатов деятельности.

Моросанова В.И. пишет, что в саморегуляции можно выделить следующие элементы:

1. целеполагание, или планирование,

2. моделирование значимых условий деятельности,

3. составление программы, или алгоритма, действия,

4. совершение действия,

5. оценка соответствия результатов действия запланированным целям,

6. внесение поправок в модель и программу, если цель остается прежней, и повтор цикла, или смена цели - и новый цикл.

По мнению А.К. Осницкого, благодаря развитию и совершенство­ванию у человека системы саморегуля­ции формируется совокупность умений саморегуляции:

1. ставить цели и определять наиболее актуальные из них (целеполагание);

2. анализировать условия и выделять наиболее значимые для достижения по­ставленной цели (анализ условий);

3. выбирать способы действий и организовывать их последо­вательную реализацию (выбор способов);

4. оценивать про­межуточные и конечные результаты де­ятельности, подбирая для этого наибо­лее подходящие критерии оценки (оценка результатов);

5. ис­правлять допущенные ошибки (исправление ошибок);

6. обеспеченность регуляции в целом.

Как и все формируемые умения, умения само­регуляции могут быть предметом соз­нательного контроля. Именно на основе осознанной психической саморегуляции и формируются социально опосредство­ванные механизмы управления индиви­дуально приобретенным арсеналом не­посредственно-чувственного и опосред­ствованного опыта. В подростковом возрасте эти механизмы могут стать действенным инструментом самовоспи­тания и совершенствования своих воз­можностей.

Признаками развитой сферы саморегуляции являются также умения человека вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы», расслабляться, способность снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе. Эта сфера способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Любое напряженное психическое состояние, отмечает психолог Н.В. Самоукина, характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях.

В процессах саморегуляции реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т.п.

Развитая сфера саморегуляции синтезирует все остальные процессы, протекающие в других сферах, она управляет, координирует все психические состояния, поэтому она способствует сохранению и укреплению собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижению успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Сфера саморегуляции органичным образом связывает индивидуальность с личностью. Например, за такими чертами, как безалаберность, безрассудство, беспечность, небрежность, опрометчивость, разболтанность, распущенность, суетливость, халатность и др., нетрудно увидеть дефицит в развитии рассматриваемой сферы. Напротив, если человека характеризуют как аккуратного, выдержанного, обязательного, организованного, порядочного, рассудительного, добросовестного, предусмотрительного и т.п., то за каждой из перечисленных черт хорошо просматривается умение контролировать свои мысли и чувства, действия и поступки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: