Андрей Тарковский /1932-1986/ Россия

Глубина проблем, поставленных Тарковским в своих фильмах. Осознание жизни и истории не как движения масс людей, а как взаимодействие духовных монад - личностей. Возврат человеческой личности утраченных; ею прав... - направленность духовных исканий режиссера. Двойственность и трагизм взаимоотношения между личностью и окружающим миром: сопричастность к мирозданию и невозможность его принятия. Непрерывная борьба против стремления замкнуться в себе, в своих границах, изолироваться от мира - в центре: фильма "Андрей Рублев" /1966-1971/. Космоморфизм человеческой души и притчевость формы в фильмах "Солярис" /1972/ и "Сталкер" /1979/. Автобиографичность фильма "Зеркало" /1974/. Сплетение в нем темы личной и исторической памяти, судьбы отдельного человека и судьбы народной. Нарастание темы личной ответственности за общую судьбу в последних фильмах "Ностальгия" /1983/ и "Жертвоприношение" /1986/.

Акира Куросава /р.1910/. Япония.

Спор с традиционной самурайской концепцией человека в фильме "Расемон" /1950/. Отказ от однозначного ответа о значении добра и зла. Постановка проблемы смысла человеческого существования в фильме "Жить"/1952/. Попытка формального обновления традиционного жанра японского кинематографа "кэнгэки" в фильме "Семь самураев" /1954/. Перенесение на экран в традиционной японской стилистике классиков мировой литературы: "Идиот" /по Достоевскому, 1951/, "Макбет" Шекспира /1957/, " Па дне" / по Горькому, 1957/. Определение ориентиров человеческого существования в служении добру в фильме "Красная борода" /1965/. Мотивы трагической невозможности преодолеть разрушительную природу человека и вырваться из обстоятельств в фильмах "Додескадон" /1970/ и "Тень воина" /1985/.

Сергей Параджанов /1924-1992/. СССР.

Взаимоотношение национальных культур и поэтики фильмов Параджанова. Фольклорные истоки стиля Параджанова. Экспрессивная романтичность "Теней забытых предков" /1965/. Кусочность кинофантазии фильмов "Цвет граната" /1969/,"Легенда о Сурамской крепости" /1984/,"Ашик Кериб" /1989/. Соединение традиционных народных поэтических мотивов: любви, судьбы, долга, чести, трагической жертвенности - и яркого метафорического изобразительного языка в фильмах Параджанова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: