Схема комплексного анализа урока

I II III IV V VI VII
Объект анализа Составные части объекта Направления изучения составных частей Факты Суждения Умозаключения Синтез
Урок 1.Цели правильность постановки         Общий вывод
понимание целей учащимися      
достижение целей и т.д.      
2.Содержание обучения соответствие целям        
соответствие программе      
систематичность и т.д.      
3.Органи-зационная форма целесообразность типа урока        
соответствие структуры типу      
распределение времени и т.д.      
4.Методы обучения целесообразность        
уровень владения      
результативность      
5.Средства обучения целесообразность        
готовность средств к уроку      
качество средств и т.д.      

Комплексный анализ предполагает специальную подготовку педагога, посещающего урок. Во-первых, необходимо усвоить квалификационные требования к будущей профессии учащегося в части знаний и умений по данному предмету. Затем следует изучить рабочую программу учебного предмета. Это позволит составить представление о месте урока в системе уроков по предмету. Во-вторых, перед началом занятий следует выяснить у преподавателя или мастера образовательные, воспитательные и развивающие цели урока и сопоставить их с собственными представлениями о целях данного урока. В третьих, требуется уточнить индивидуальные особенности данной группы, которые учтены педагогом при методической разработке урока.

Важным условием продуктивности комплексного анализа является предварительное обдумывание посещающим тех компонентов учебного процесса, которые могут быть рассмотрены при посещении урока. К ним относятся: тип и структура урока, применяемые методы и приемы обучения, методика постановки познавательных задач, методика руководства и управления учебно-познавательной деятельностью, способы индивидуализации обучения, средства наглядности и технические средства обучения и т.д.

Выбор компонентов обучения, как известно, обусловлен целями обучения, содержанием обучения и не может быть произвольным. Это позволяет строить определенные прогнозы в отношении компонентов учебного процесса посещаемого урока.

Можно предполагать, что в большинстве случаев эти прогнозы не оправдываются, т.к. педагогические приемы многовариантны. Вместе с тем, предварительная подготовка к наблюдению и анализу занятия может лучше понять индивидуальную методическую систему педагога.

Организация посещения уроков в профессиональном училище для выполнения контрольной работы требует специальной подготовки.

Во-первых, учебное заведение следует выбирать в соответствии с профилем подготовки педагога профессионального обучения.

Во-вторых, совместно с администрацией учебного заведения необходимо определить, урок какого преподавателя общетехнического, общепрофессионального или специального предмета, а также мастера производственного обучения следует посетить.

В-третьих, непосредственно с преподавателем и мастером следует назначить время посещения и обсудить содержательные и методические особенности посещаемых уроков.

В-четвертых, перед посещением урока необходимо самостоятельно изучить сведения об уроке как основной организационной форме обучения; требования, предъявляемые к современному уроку; особенности урока производственного обучения; методику наблюдения и анализа урока, а также учебный материал, который учащиеся будут изучать на уроке.

ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ

1. Профессиональная характеристика профессии, по которой ведется подготовка учащихся в профессиональном училище.

2. Программа учебного предмета, урок по которому планируется посетить.

3. Учебная литература по предмету.


ПОРЯДОК РАБОТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. Изучение требований, предъявляемых к современному уроку, изучение методики наблюдения и анализа урока. Конспект кратких теоретических сведений вносится в отчет.

2. Выбор учебного заведения и организация посещения урока теоретического обучения (только общетехнический, или общепрофессиональный (отраслевой), или специальный предмет) и производственного обучения с учетом профиля подготовки педагога профессионального обучения в вузе.

3. Получение из беседы с преподавателем или мастером производственного обучения общих сведений о посещаемом занятии:

· будущая профессия учащегося,

· тема предстоящего урока,

· образовательные, воспитательные и развивающие цели урока,

· сведения об индивидуальных особенностях учащихся и учебно-познавательной деятельности учебной группы в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: