Неолитическая революция»: причины, сущность и последствия

Неолит – это новый каменный век. Его хронологические рамки – VII-IV тыс. до н.э. Неолитическая революция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве, трактуется учёными как переход от присваивающей к производящей экономике. Ученые не пришли к единому мнению о причинах перехода к производящему хозяйству. Причины: 1. Истощение запасов дичи и полезных растений с совершенствованием способов охоты и ростом численности населения. 2. Повышение технического уровня орудий труда и развитие знаний. 3. Наличие благоприятных природных условий, способствующих развитию земледелия и скотоводства. Сущность заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Среди основных последствий неолитической революции - не только дальнейший рост численности и плотности населения, но накопление и развитие культурных традиций (вследствие наличия большого количества свободного времени для занятия художественным творчеством), формирование нового образа жизни, появление возможности содержать лиц, не занятых непосредственно в процессе производства. Таким образом, "неолитическая революция" - кардинальный рубеж в истории человечества, выведший на авансцену истории в 9-3 тыс. до н.э. общества земледельцев-скотоводов (раннеземледельческие общества или культуры), явившиеся, в свою очередь, исходным пластом цивилизации. Общественные и природные факторы по-разному проявлялись в различных уголках земного шара. Отсюда значительное различие в характере раннеземледельческих культур и в созданных ими культурных комплексах.

5. Кризис первобытнообщинной модели хозяйственного развития: причины, сущность и последствия. Разложение первобытного общества началось примерно в IV тыс. до н. э. Изобретение и освоение принципиально новых материалов (бронзы), технологий (системы орошаемого и плужного земледелия), усиление имущественного неравенства, зарождение частной собственности неизбежно вели к возникновению классов и государства. Совершенствование орудий труда, повышение их производительности, образование на этой основе прибавочного продукта имели глубокие социально-экономические последствия. Экономическая структура первобытного общества стала тесной для новой технической базы, тормозила ее развитие. Возникновение частной собственности, распространение обмена и зарождение на этой основе имущественного и социального неравенств способствовали образованию нового типа общества, появлению государства. Среди факторов, способствующих разделению, помимо неолитической революции важную роль играли интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли. Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны – все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обращение пленных в рабов, превращение рода кровнородственного коллектива в территориальную общину. Разрушение первобытного общества в различных регионах мира происходило в разное время. Разнообразными были и модели дальнейшего хозяйственного развития. В конце IV тысячелетия до н. э. в Месопотамии, а затем в Египте возникли первые государства.

6. «Восточная» модель хозяйственного развития: основные черты и особенности. «Азиатский способ производства» - термин, введённый К. Марксом, характеризует сущность социально-экономического развития восточных (неевропейских) обществ. Азиатский способ производства был основой первой классовой общественно-экономической формации, возникшей впервые на Востоке в конце 4 тыс. до н. э. и просуществовавшей там до конца второго тысячелетия н. э. Для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты: 1. Рабы не составляли главную производительную силу общества, т. е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и ремесле занимались люди, считавшиеся свободными. 2. Земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности. 3. Между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданничества — отсутствие прав при безусловном несении повинностей в пользу государства. 4. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», т. е. полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому такой тип общества называется «обществом восточного рабства». 5. Общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы земледелия. 6. Экономика отличалась консервативностью, что привело общество к стагнации. Особенности: На Древнем Востоке раньше всего остального мира начала расцветать довольно высокая материальная культура (благоприятные климатические условия), можно было получать значительный прибавочный продукт при низком уровне техники земледелия и затрате малых людских ресурсах. Вследствие этого у людей появляется свободное время и возможность посвящать себя не только добыванию пищи. Возникает деление общества на классы. Государству в восточном обществе принадлежит всё, осуществляется эффективный централизованный контроль над обществом. Причастность к власти дает привилегии. Азиатский способ производства строится, в отличие от рабовладельческого, на эксплуатации не рабов, а общинников. Количество рабов очень мало, их используют не в крупном товарном производстве, а в качестве слуг. Ремесленников и купцов также мало, к тому же торговля менее развита по сравнению с рабовладельческим строем. При азиатском способе производства можно выделить два важнейших класса: крестьянство и бюрократию. Крестьянство формально свободно, но невозможность продажи земли и некоторые повинности в пользу государства напоминают феодальную зависимость. Подавляющее число жителей государств Древнего Востока были заняты в структуре сельского хозяйства. Но земля без воды не представляла никакой ценности. Оросительные системы были собственностью государства. Работы по созданию таких систем требовали больших людских ресурсов. Общинная трудовая повинность вскоре превратилась в государственную. Таким образом, государство подчинило себе общинников-земледельцев, и они практически перестали быть свободными. Их использовали при создании сложных оросительных систем, при строительстве храмов и других циклопических сооружений. В отличие от рабов, это была даровая рабочая сила, которую не надо было кормить и одевать. Их труд можно было использовать очень расточительно. Экономически эти страны почти не развивались. Это принято называть восточной стагнацией. Главной причиной стагнации являлось то, что интересы личности подчинялись общественным. Интересам общины, касты, государства. Подавлялась любая предпринимательская инициатива, которая невозможна без свободного распоряжения собственностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: