Модуль Зоология

Вариант 1

1. Используя литературные источники, рассмотреть и изучить строение амебы. Зарисовать амебу со всеми ее органеллами, отметить их функции. Выявить характерные признаки класса Саркодовые.

2. Дать общую характеристику типа плоские черви. Рассмотреть и изучить внутренне строение печеночного сосальщика, заполнить таблицу 1 «Строение плоских червей».

Строение плоских червей

Таблица 1

Название животного Тип, класс Наружные покровы, наличие кожно-мускульного мешка Пищеварительная система Кровеносная система Дыхательная система Нервная система Выделительная система Половая система
                 

Зарисовать пищеварительную и половую системы печеночного сосальщика. Определить признаки, характерные для класса Сосальщики. Изучить цикл развития печеночного сосальщика, зарисовать его.

3. Дать общую характеристику типа хордовые и их классификацию. Выявить характерные признаки класса Рыбы. Рассмотреть внешнее и внутреннее строение речного окуня, зарисовать, заполнить таблицу 2 «Строение речного окуня»

Строение речного окуня

Таблица 2

Название животного Класс Наружные покровы Скелет Пищеварительная система Дыхательная система Кровеносная система Нервная система Выделительная система Половая система
                   

Зарисовать схемы строения головного мозга и кровеносной системы речного окуня.

4. Изучить особенности размножения и развития позвоночных животных, заполнить таблицу 3 «Особенности размножения и развития позвоночных животных».

Особенности размножения и развития позвоночных животных

Таблица 3

Класс Оплодотворение Тип развития Где происходит развитие зародыша
Рыбы      
Земноводные      
Пресмыкающикся      
Птицы: Бескилевые Килевые Пингвины      
     
     
Млекопитающие: Яйцекладущие Сумчатые Плацентарные      
     
     

5. Изучить особенности кровеносной системы позвоночных животных, заполнить таблицу 4 «Особенности кровеносной системы позвоночных животных».

Особенности кровеносной системы позвоночных животных

Таблица 4

Признаки Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
Число камер в сердце          
Круги кровообращения          
Разделение крови          
К органам поступает кровь          

6. Изучить строения головного мозга и органов чувств позвоночных животных, заполнить таблицу 5 «Особенности строения головного мозга и органов чувств позвоночных животных».

Особенности строения головного мозга и органов чувств позвоночных животных

Таблица 5

Признаки Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
Строение переднего мозга          
Наличие коры          
Развитие мозжечка          
Наличие четверохолмия          
Форма хрусталика глаза          
Наличие век          
Внутреннее ухо          
Среднее ухо          
Наличие ушной раковины          
Развитие обоняния          

7. Заполнить словарь зоологических терминов. Уметь объяснить содержание понятий из данного словаря.

Вариант 2

1. Рассмотреть и изучить строение эвглены зеленой, зарисовать, обозначить все органеллы, отметить их функции. Выявить характерные признаки класса Жгутиконосцы.

2. Дать общую характеристику типа круглые черви. Рассмотреть внешнее строение круглых червей, зарисовать. Рассмотреть и изучить внутреннее строение свиной аскариды, острицы, заполнить таблицу 1 «Строение круглых червей».

Строение круглых червей

Таблица 1

Название животного Тип, класс Наружные покровы, наличие кожно-мускульного мешка Пищеварительная система Кровеносная система Дыхательная система Нервная система Выделительная система Половая система
                 

Зарисовать поперечный срез тела аскариды. Определить признаки характерные для представителей класса Собственно круглые черви. Изучить жизненный цикл аскарид.

3. Дать общую характеристику типа хордовые и их классификацию. Выявить характерные признаки класса Земноводные. Рассмотреть внешнее и внутреннее строение лягушки обыкновенной, зарисовать, заполнить таблицу 2 «Строение земноводных».

Строение земноводных

Таблица 2

Название животного Класс Наружные покровы Скелет Пищеварительная система Дыхательная система Кровеносная система Нервная система Выделительная система Половая система

Зарисовать схемы строения головного мозга и кровеносной системы лягушки обыкновенной.

4. Изучить особенности размножения и развития позвоночных животных, заполнить таблицу 3 «Особенности размножения и развития позвоночных животных».

Особенности размножения и развития позвоночных животных

Таблица 3

Класс Оплодотворение Тип развития Где происходит развитие зародыша
Рыбы      
Земноводные      
Пресмыкающикся      
Птицы: Бескилевые Килевые Пингвины      
     
     
Млекопитающие: Яйцекладущие Сумчатые Плацентарные      
     
     

5. Изучить особенности кровеносной системы позвоночных животных, заполнить таблицу 4 «Особенности кровеносной системы позвоночных животных».

Особенности кровеносной системы позвоночных животных

Таблица 4

Признаки Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
Число камер в сердце          
Круги кровообращения          
Разделение крови          
К органам поступает кровь          

6. Изучить строения головного мозга и органов чувств позвоночных животных, заполнить таблицу 5 «Особенности строения головного мозга и органов чувств позвоночных животных».

Особенности строения головного мозга и органов чувств позвоночных животных

Таблица 5

Признаки Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
Строение переднего мозга          
Наличие коры          
Развитие мозжечка          
Наличие четверохолмия          
Форма хрусталика глаза          
Наличие век          
Внутреннее ухо          
Среднее ухо          
Наличие ушной раковины          
Развитие обоняния          

7. Заполнить словарь зоологических терминов. Уметь объяснить содержание понятий из данного словаря.

Вариант 3

1. Рассмотреть и изучить строение трипаносомы – паразита крови позвоночных животных, зарисовать, обозначить все органеллы, отметить их функции.

2. Дать общую характеристику типа кольчатые черви. Рассмотреть внешнюю морфологию многощетинковых червей на примере нереиса. Зарисовать его внешний вид. Выявить признаки характерные для многощетинковых червей, данные занести в таблицу 1 «Строение кольчатых червей». Рассмотреть внешнее строение дождевого червя, зарисовать его. Изучить внутренне строение дождевого червя, определить признаки характерные для класса Малощетинковые, данные внести в таблицу 1 «Строение кольчатых червей». Рассмотреть внешнее и внутреннее строение медицинской пиявки. Зарисовать внешний вид и поперечный срез тела. Определить признаки характерные для класса Пиявки, данные внести в таблицу 1«Строение кольчатых червей».

Строение кольчатых червей

Таблица 1

Название животного Тип, класс Наружные покровы, наличие кожно-мускульного мешка Пищеварительная система Кровеносная система Дыхательная система Нервная система Выделительная система Половая система
Нереис                
Дождевой червь                
Медицинская пиявка                

3. Дать общую характеристику типа хордовые и их классификацию. Выявить характерные признаки класса Пресмыкающиеся. Рассмотреть внешнее и внутреннее строение ящерицы прыткой, зарисовать, заполнить таблицу 2 «Строение Пресмыкающихся».

Строение Пресмыкающихся

Таблица 2

Название животного Класс Наружные покровы Скелет Пищеварительная система Дыхательная система Кровеносная система Нервная система Выделительная система Половая система

Зарисовать схемы строения головного мозга и кровеносной системы ящерицы прыткой.

4. Изучить особенности размножения и развития позвоночных животных, заполнить таблицу 3 «Особенности размножения и развития позвоночных животных».

Особенности размножения и развития позвоночных животных

Таблица 3

Класс Оплодотворение Тип развития Где происходит развитие зародыша
Рыбы      
Земноводные      
Пресмыкающикся      
Птицы: Бескилевые Килевые Пингвины      
     
     
Млекопитающие: Яйцекладущие Сумчатые Плацентарные      
     

5. Изучить особенности кровеносной системы позвоночных животных, заполнить таблицу 4 «Особенности кровеносной системы позвоночных животных».

Особенности кровеносной системы позвоночных животных

Таблица 4

Признаки Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
Число камер в сердце          
Круги кровообращения          
Разделение крови          
К органам поступает кровь          

6. Изучить строения головного мозга и органов чувств позвоночных животных, заполнить таблицу 5 «Особенности строения головного мозга и органов чувств позвоночных животных».

Особенности строения головного мозга и органов чувств позвоночных животных

Таблица 5

Признаки Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
Строение переднего мозга          
Наличие коры          
Развитие мозжечка          
Наличие четверохолмия          
Форма хрусталика глаза          
Наличие век          
Внутреннее ухо          
Среднее ухо          
Наличие ушной раковины          
Развитие обоняния          

7. Заполнить словарь зоологических терминов. Уметь объяснить содержание понятий из данного словаря.

Вариант 4

1. Рассмотреть и изучить строение инфузории-туфельки, зарисовать, обозначить все органеллы, отметить их функции. Выявить характерные признаки представителей класса Ресничные инфузории.

2. Дать общую характеристику типа Моллюски. Рассмотреть и изучить внешнее и внутреннее строение виноградной улитки, сделать соответствующие рисунки. Рассмотреть и изучить внешнее и внутреннее строение перловицы, сделать соответствующие рисунки. Рассмотреть и изучить внешнее и внутреннее строение каракатицы, сделать соответствующие рисунки. Определить признаки характерные для классов Брюхоногие моллюски, Пластинчатожаберные или Двустворчатые моллюски, Головоногие моллюски, заполнить таблицу 1 «Разнообразие моллюсков».

Разнообразие моллюсков

Таблица 1

Классы Представители Признаки класса
     

3. Дать общую характеристику типа хордовые и их классификацию. Выявить характерные признаки класса Птицы. Рассмотреть внешнее и внутреннее строение сизого голубя, зарисовать, заполнить таблицу 2 «Строение Птиц».

Строение Птиц

Таблица 2

Название животного Класс Наружные покровы Скелет Пищеварительная система Дыхательная система Кровеносная система Нервная система Выделительная система Половая система

Зарисовать схемы строения головного мозга и кровеносной системы сизого голубя.

4. Изучить особенности размножения и развития позвоночных животных, заполнить таблицу 3 «Особенности размножения и развития позвоночных животных».

Особенности размножения и развития позвоночных животных

Таблица 3

Класс Оплодотворение Тип развития Где происходит развитие зародыша
Рыбы      
Земноводные      
Пресмыкающикся      
Птицы: Бескилевые Килевые Пингвины      
     
     
Млекопитающие: Яйцекладущие Сумчатые Плацентарные      
     

5. Изучить особенности кровеносной системы позвоночных животных, заполнить таблицу 4 «Особенности кровеносной системы позвоночных животных».

Особенности кровеносной системы позвоночных животных

Таблица 4

Признаки Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
Число камер в сердце          
Круги кровообращения          
Разделение крови          
К органам поступает кровь          

6. Изучить строения головного мозга и органов чувств позвоночных животных, заполнить таблицу 5 «Особенности строения головного мозга и органов чувств позвоночных животных».

Особенности строения головного мозга и органов чувств позвоночных животных

Таблица 5

Признаки Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
Строение переднего мозга          
Наличие коры          
Развитие мозжечка          
Наличие четверохолмия          
Форма хрусталика глаза          
Наличие век          
Внутреннее ухо          
Среднее ухо          
Наличие ушной раковины          
Развитие обоняния          

7. Заполнить словарь зоологических терминов. Уметь объяснить содержание понятий из данного словаря.

Вариант 5

Рассмотреть и изучить цикл развития возбудителя малярии – малярийного плазмодия, зарисовать. Установить стадии развития. Выявить характерные признаки представителей типа Споровики.

1. Дать общую характеристику типа Членистоногие, их классификацию. Рассмотреть и изучить внешнее и внутреннее строение дафнии обыкновенной, зарисовать. Определить признаки, характерные для отряда Листоногие. Рассмотреть и изучить внешнее и внутреннее строение циклопа, зарисовать. Определить признаки, характерные для отряда Веслоногие. Рассмотреть и изучить внешнее и внутреннее строение речного рака, зарисовать. Определить признаки, характерные для отряда Десятиногие. Заполнить таблицу 1 «Строение ракообразных».

Строение ракообразных

Таблица 1

Название животного Место обитания Покровы тела Части тела Пищ. система Кров. система Дых. система Выд. система Нерв. система Органы чувств Пол. система Размножение и развитие Значение в природе
                         

2. Дать общую характеристику типа хордовые и их классификацию. Выявить характерные признаки класса Млекопитающие. Рассмотреть внешнее и внутреннее строение крысы, зарисовать, заполнить таблицу 2 «Строение Млекопитающих».

Строение Млекопитающих

Таблица 2

Название животного Класс Наружные покровы Скелет Пищеварительная система Дыхательная система Кровеносная система Нервная система Выделительная система Половая система

Зарисовать схемы строения головного мозга и кровеносной системы крысы.

3. Изучить особенности размножения и развития позвоночных животных, заполнить таблицу 3 «Особенности размножения и развития позвоночных животных».

Особенности размножения и развития позвоночных животных

Таблица 3

Класс Оплодотворение Тип развития Где происходит развитие зародыша
Рыбы      
Земноводные      
Пресмыкающикся      
Птицы: Бескилевые Килевые Пингвины      
     
     
Млекопитающие: Яйцекладущие Сумчатые Плацентарные      
     

4. Изучить особенности кровеносной системы позвоночных животных, заполнить таблицу 4 «Особенности кровеносной системы позвоночных животных».

Особенности кровеносной системы позвоночных животных

Таблица 4

Признаки Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
Число камер в сердце          
Круги кровообращения          
Разделение крови          
К органам поступает кровь          

5. Изучить строения головного мозга и органов чувств позвоночных животных, заполнить таблицу 5 «Особенности строения головного мозга и органов чувств позвоночных животных».

Особенности строения головного мозга и органов чувств позвоночных животных

Таблица 5

Признаки Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
Строение переднего мозга          
Наличие коры          
Развитие мозжечка          
Наличие четверохолмия          
Форма хрусталика глаза          
Наличие век          
Внутреннее ухо          
Среднее ухо          
Наличие ушной раковины          
Развитие обоняния          

6. Заполнить словарь зоологических терминов. Уметь объяснить содержание понятий из данного словаря

Примечание: Седьмое задание в каждом варианте контрольной работы подразумевает работу со словарем зоологических терминов. С этой целью в словаре студент должен дать определение следующим понятиям:

Одноклеточные животные: псевдоподии, эктоплазма, эндоплазма, таксис, фототаксис, хемотаксис, фагоцитоз, пиноцитоз, гетеротрофы, автотрофы, миксотрофы, бесполое размножение, циста, макронуклеус, микронуклеус, пелликула, трихоцисты, конъюгация, спороцисты, мерозоиты, шизонт.

Многоклеточные животные:

Тип плоские черви: билатеральный, эктодерма, мезодерма, эндодерма, кожно-мускульный мешок, паренхима, мерацидий, партеногенетические яйца, спороциста, редии, церкария, метацеркария.

Тип круглые черви: кутикула, гиподерма.

Тип кольчатые черви: простомиум, антенны, пальпы, щупики, перистомиум, параподия, пигидиум, поясок.

Моллюски: вершина, шов, устье, внутренностный мешок, мантия, сифон, чернильный мешок.

Членистоногие: рострум, антеннулы, антенны, максиллы, мандибулы, переднебрюшие, заднебрюшие, хелицеры, педипальпы, фасеточные глаза.

Хордовые: пойкилотермные животные, жабры, боковая линия, хоаны, клоака, Евстахиева труба, регенерация, линька, гомойотермные животные, киль, воздушные мешки, четверохолмие, матка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: