Тема 3.1 Наиболее общие представления о жизни

Требования к знаниям:

- понятие «жизнь»;

- основные признаки живого (питание, дыхание, выделение, размножение, раздражимость, подвижность, рост, развитие);

- понятие «организм»;

- разнообразие живых организмов;

- классификация;

- уровни организации живой природы (клеточный, организменный, надорганизменный);

- строение и функции клеток;

- клеточная теория строения организмов;

- энергетический обмен;

- автотрофы и гетеротрофы;

- хемосинтез;

- основные понятия генетики;

- гибридологический метод изучения наследования признаков;

- закон Г.Менделя;

- сцепленное наследование генов;

- наследственная (генотипическая) изменчивость;

- мутации;

- кариотип, кроссинговер;

- полиплоидия;

- фенотипическая изменчивость;

- факторы внешней среды;

- норма реакции;

- фенотип;

- естественный отбор.

Требования к умениям:

- определение клеток и тканей согласно их строения и функции в микроскопе;

- проводить расчет энергетического обмена;

- решение задач по закону единообразия гибридов первого поколения;

- решение задач на неполное доминирование;

- анализирующее скрещивание;

- закон расщепления;

- закон чистоты гамет;

- дигибридное скрещивание.

Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации.

Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации.

Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный. Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор.

Демонстрации

Объемная (или компьютерная) модель молекулы ДНК.

Растения и животные, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность.

Лабораторная работа № 10. Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа №11. Изучение строения клетки.

Виды самостоятельной работы студента:

1. Составить древо понятий по определению «Жизнь».

2. Рассмотреть органоиды клетки и их функции

3. Рассмотреть схему скрещивания по Г. Менделю, выучить генетическую символику и терминологию.

Литература: Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. – М.: Дрофа, 2005 – 287 с.

Средства обучения: Модель молекулы ДНК. Плакаты: «Клетка», «Уровни организации живой материи». Задачи. Препараты клеток и тканей организмов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: