Специфика основных стратегий возрастно-псих исследований

.Можно выделить три основные стратегии исследований в психологии; исследование путем «поперечных срезов» (трансверсальная стратегия), «продольное изучение» (лонгитюдная стратегия), и экспериментально-генетическая (формирующая стратегия).
Исследования путем «поперечных срезов» осуществляются следующим образом. Подбираются относительно однородные группы испытуемых, которые отличаются друг от друга по какому-либо существенному признаку, например: по возрасту, полу, времени пребывания в учебном учреждении, уровню образования и т.п.,— и далее сравниваются по уровню развития той или иной психологической характеристики.
Положительная сторона данной стратегии заключается в том, что за сравнительно короткое время можно получить статистически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или какой-либо другой из выделенных факторов на основные тенденции психического развития. Однако у этой стратегии есть и слабые места. Так, при исследовании испытуемых различного возраста почти ничего нельзя узнать о самом процессе развитая, о его природе и движущих силах. Кроме того, при массовых обследованиях, когда полученные результаты суммируются и усредняются, невозможно учесть индивидуальные особенности в характере и типах психического развития каждого испытуемого.
При продольном (лонгитюдном) исследовании систематически изучается развитие одних и тех же детей на протяжении довольно продолжительных отрезков их жизни. Организовать такое углубленное и непрерывное изучение многих детей трудно, поэтому приходится ограничиваться небольшим числом испытуемых. Лонгитюдное исследование дает возможность установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить их причины. Изучение развития психики при лонгитюдной стратегии может быть выборочным, когда изучается какая-то определенная сторона или психический процесс, и комплексным, когда исследуется психическое развитие ребенка в целом.
Изучение психики детей в процессе активного формирования тех или иных ее сторон (экспериментально-генетический путь исследования) основывается на теоретических положениях, выдвинутых Л. С. Выготским, согласно которым ведущую роль в психическом развитии играет обучение. В процессе экспериментально- генетического исследования мы не просто описываем и измеряем то или иное психическое явление, а стремимся его активно формировать, исходя из предположения о закономерностях его возникновения и изменения в обычных условиях. Если нам это действительно удается, значит, наша гипотеза верна. На основе формирующей стратегии создаются эффективные методы изучения, воспитания и обучения детей. При их применении реализуется активная гражданская позиция отечественных детских психологов, которые ставят перед собой задачу не только изучить ребенка, но и разработать научно обоснованные рекомендации для практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: