Кросскультурные исследования в решении задач возрастной психологии

вид сравнительного исследования, объектом и предметом которого выступает культура. Первыми их стали проводить представители социальной и культурной антропологии. Целью служило выяснение того, как один и тот же культурный артефакт (брачные церемонии, системы родства) функционирует в различных культурах. Они интересовались также тем, почему в одной культуре нечто считается нормой, а в другой - отклонением. Кросс-культурные исследования ведутся в настоящее время широко и пo многим позициям. Прежде всего, это традиционный анализ поведенческих универсалий - невербальное поведение, общие модели поведения в разных сферах человеческой жизни. В этологических работах можно найти убедительные примеры врожденности таких базовых чувств, как привязанность, ненависть, страх. Показано, что отдельные выводы М. Мид не соответствуют истине. Родительская любовь не результат развития культуры, а важнейшая филогенетическая адаптация, играющая первостепенную роль в сохранении нашего вида. Особый интерес представляет анализ поведенческих стратегий в ситуациях, когда факторы среды (социальной и физической) действуют вразрез с адаптациями, закрепившимися в поведении человека на протяжении тысяч лет его эволюции.
Главная особенность кросскультурной психологии — предмет, который и определяет специфику метода. Кросскультурная психология берет свое начало в трудах В. Вундта. Главным проявлением «народного духа» он считал языковую деятельность (в отличие от языковой системы — предмета исследования лингвистов). Основным методом «психологии народов», по В. Вундту, являлось понимание, сравнительная интерпретация элементов культуры.

В частности, М. Мид показала, что анимистические представления (одушевление предметов, сил природы) не являются неотъемлемой принадлежностью детского способа восприятия мира (как, например, это было обнаружено).
Выделяются следующие цели кросс-культурной психологии: 1) проверка универсальности (всеобщности) существующих психологических знаний и теорий, предполагающая проверку существующих психологических гипотез и знаний в различных культурных средах, чтобы выяснить их применимость для других культурных групп и границы использования; 2) изучение других культур для открытия психологических феноменов, не представленных в ограниченном опыте собственной культуры; 3) интеграция достижений, полученных в результате реализации первых двух целей и построение более универсальной психологии, данные которой будут применимы для более широкого спектра культур, и характеризующие человека как отдельный вид.

Главная особенность кросскультурной психологии – предмет, который и определяет специфику метода. Однако ученые не проводили эмпирических исследований. Методологом кросскультурной психологии (как и эмпирической психологии) стал Вильгельм Вундт. В 1900-1920 гг. он предпринял издание грандиозной, 10-томной “Психологии народов”. Главным проявлением “народного духа” он считал языковую деятельность (в отличие от языковой системы – предмета исследования лингвистов). Этот труд наряду с “Основами физиологической психологии” стал основным вкладом В. Вундта в психологию. Работа “Проблемы психологии народов” является сборником статей, представляющих собой краткое изложение исследовательской программы В. Вундта, и служит введением в многотомную “Психологию народов”. Вундт выделял в науке о “национальном духе” по крайней мере 2 дисциплины: “историческую психологию народов” и “психологическую этнологию”. Первая является объяснительной дисциплиной, вторая – описательной.

В современной кросскультурной психологии господствует эмпирический метод. Предметом кросскультурных исследований являются особенности психики людей с точки зрения их детерминации социокультурными факторами, специфичными для каждой из сравниваемых этнокультурных общностей.
Для правильного планирования кросскультурного исследования следует,
• во-первых - определиться с тем, какие особенности психики могут быть потенциально подвержены влиянию культурных факторов, а также выявить множество параметров поведения, соответствующих этим особенностям.

Во-вторых, требуется дать операциональные определения понятиям “культура” и “культурный фактор”, а также описать множество этих факторов, которые предположительно могут повлиять на различия в психических особенностях и поведении людей, принадлежащих к разным культурным общностям.
• В-третьих, следует выбрать адекватный метод исследования и адекватную методику для измерения особенностей поведения людей, принадлежащих к разным культурам.
• В-четвертых, следует определиться с объектом исследования. Нужно выбрать для изучения такие популяции, которые явно представляют собой субъекты разных культур. Кроме того, важнейшее значение имеет отбор или выбор групп из популяций, которые были бы репрезентативны с точки зрения принадлежности к сопоставляемым культурам.

Чаще всего культурные различия сводят к этническим, и под кросскультурным исследованием подразумевают этнопсихологическое исследование. Иногда культуры (точнее – группы людей, принадлежащие к разным культурам) различают по другим критериям: 1) место проживания – речь идет о “городской” и “сельской” культуре; 2) религиозная принадлежность – имеют в виду православную, мусульманскую, протестантскую и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: