Особенности эмпирических методов возрастной психологии

Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого.
Выделяют лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в преднамеренно созданных условиях, с использованием специальной аппаратуры; действия испытуемого определяются инструкцией. В лабораторном эксперименте осуществляется особенно строгий контроль зависимых и независимых переменных. Недостатком лабораторного эксперимента является крайняя затруднительность переноса результатов на условия реальной жизни
Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества.
Замысел формирующего исследования состоит в искусственном воссоздании процесса психического развития.
Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться заранее «запланированных» показателей сформированности способности.
Метод наблюдения. Предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Наблюдение как научный метод исследования не должно быть сведено к простой регистрации фактов, его основная цель — научное объяснение причин того или иного явления. В процессе наблюдения исследователь фиксирует только внешние проявления поведения ребенка, симптомы, а интересуют его скрывающиеся за ними психические процессы, состояния, о которых он может строить только догадки, предположения.
Не существует возрастных ограничений для испытуемых; длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты.
Праксиметрический метод - способ исследования, основанный на изучении результатов продуктивной деятельности: рисунков, поделок, сочинений и т. п. Применяется как в массовых исследованиях для определения общих закономерностей психического развития, кросс-культурных особенностей и т. п., так и при изучении развития отдельного ребенка в диагностических целях. Наиболее часто используются детские рисунки. Их изучение предоставляет данные для выявления представлений ребенка об окружающем, его эмоциональных особенностей, уровня развития восприятия, воображения, мышления. Большой материал для изучения индивидуальных особенностей ребенка дает анализ коллекции его рисунков, сделанных в разное время.
Биографический метод. Этот метод предполагает изучение биографий с целью отыскания каких-то устойчивых, закономерных характеристик развития, например показателей предсказуемости развития или периодов кризисов и переходов.
Современные методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Использование данного метода предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: