Институт судебной защиты является значимым элементом современной системы конституционных гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина. Соблюдение основных прав и свобод личности, охрана его законных интересов возможны только в том государстве, где обеспечивается верховенство закона. Государство берет на себя задачи не только формального провозглашения прав каждого гражданина на обращение в суд за защитой своих законных интересов, но и выступает действительным гарантом юридического обеспечения данной категории прав, что очевидно следует из текста ст. 2 основного закона - Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Конституция определяет направления судебной защиты, основные права и свободы, подлежащие судебной защите, виды соответствующей судебной деятельности, условия надлежащей организации судебной деятельности и гарантии реализации судебной защиты. Из конституционных положений, непосредственно определяющих содержание и структуру судебной защиты, необходимо выделить следующие:
|
|
1. Конституция закрепляет право каждого на обращение в суд - право человека и гражданина на правосудие. Специально выделяется право гражданина, пострадавшего от преступного посягательства, на доступ к правосудию (ст. 52).
2. Конституция РФ устанавливает, что права и свободы граждан обеспечивает именно правосудие как рассмотрение судами юридически дел, осуществляемое в особой процессуальной форме. При этом процесс есть специфический метод осуществления правосудия.
3. Право на рассмотрение дела нахлежащим судом и компетентным судьей является одним из условий законности правосудия при осуществлении судебной зашиты (ст. 47).
4. Условием законности и справедливости осуществления судебной зашиты прав и свобод граждан является гласное разбирательство дела с соблюдением равноправия сторон, права подсудимого на защиту, а потерпевшего на участие в деле, его представителя. с соблюдением принципов состязательности и презумпции невиновности (ст. 48. 49. 50, 123 Конституции РФ).
5. Гарантией судебной зашиты прав и свобод гражданина призвано явиться установление Конституцией РФ и действующим законодательством возможности обжалования и пересмотра решений судов.
В России с момента создания судебной системы идет ее постоянное развитие и совершенствование. в частности, Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2007-2011 гг.». Согласно этому документу, предполагается осуществить комплекс взаимосвязанных мер. нацеленных на повышение качества правосудия. уровня судебной зашиты прав и законных интересов граждан и организаций. Чтобы добиться указанных в ней целей, необходимо решить ряд задач:
|
|
• обеспечить открытость и прозрачность правосудия:
• поднять доверие к правосудию, в том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел;
• создать необходимые условия для осуществления правосудия, сделать его доступным:
• обеспечить независимость судей:
• повысить уровень исполнения судебных решений.
Необходимо учитывать обширный нормативный массив, включающий нормы международного права, посвяшенные институту зашиты прав и свобод граждан. Одним из ориентиров здесь является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 19 декабря 1948 г., а также такие важнейшие международные акты, как Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.2 и Международный пакт об экономических. социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.3
Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждый вправе обратиться в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по зашите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой зашиты. Этот принцип в доктрине Европейского суда определен как «принцип субсидиарности» - правило исчерпания внутренних средств.
Анализ судебной статистики свидетельствует о процессе непрерывного роста количества обращений граждан и юридических лип в суд за зашитой своих прав и законных интересов. Так. в 1999 г. судами обшей юрисдикции было рассмотрено около 5 млн гражданских дел и свыше 1276 тыс. уголовных дел. что на 5 и 12,3 % больше, чем в 1998 г., соответственно. В системе арбитражных судов за 1999 г. было рассмотрено 496 739 дел. что на 24.6% больше, чем в 1998 г.6 Приведенные данные свидетельствуют о том. иго суды реально становятся органами правосудия, ибо все большее число граждан и юридических лип рассматривают суд как средство, орган для восстановления своих нарушенных прав.
Представляется необходимым дать также опенку вопросам нормативного регулирования рассматриваемого института. Анализ действующего законодательства показывает. что граждане и юридические липа в России лишены права обжаловать нормативные акты Президента РФ. Совета Федерации. Государственной Думы и Прави тельства РФ в какой бы то ни было суд. ибо нормы гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства не включают в свою подведомственность указанную категорию дел. В то же время в Конституционный суд граждане могут обжаловать конституционность только закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Конституционному суду подведомственно разрешение дел о соответствии Конституции нормативных актов Президента. Совета Федерации. Государственной Думы и Правительства РФ. однако граждане и юридические липа исключены из крута субъектов, имеющих право обратиться с жалобой на указанные нормативные акты, даже если эти акты нарушают их права и законные интересы. Поэтому при обращении граждан и юридических лип с жалобой на нормативные акты Президента. Совета Федерации. Государственной Думы и Правительства РФ каждая из судебных инстанций обязана отказать в их принятии по мотиву неподведомственностн.
Действующие процессуальные нормы также существенно ограничивают право юридических лип на обжалование нормативных актов государственных органов и органов местного самоуправления, так как подобная категория дел полностью изъята из компетенции арбитражных судов (ст. 22 АПК РФ), а суды обшей юрисдикции рассматривают данные дела, только если обжалуемый акт нарушает права и свободы граждан.
|
|
Право на обращение в суд за судебной зашитой - это установленная законом возможность всякого заинтересованного липа обратиться в суд для возбуждения производства судебной деятельности в целях зашиты нарушенного или оспоренного (действительно или предполагаемо) права или охраняемого законом интереса. Как всякая возможность, практическое осуществление права на обращение в суд должно зависеть от определенных условий, которые связаны с основаниями, дающими возможность не только обратиться в сущ. но и возбудить судебную деятельность. Право защищать свои интересы в суше строго нн диви дуально и напрямую зависит от волеизъявления гражданина.
Между тем опросы общественного мнения свидетельствуют о низком уровне доверия общества к судебной системе. Это является следствием, в частности, долгого и неэффективного рассмотрения дел. недостаточной объективности судебных решений и их качества. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. отмечалось, что при отсутствии доверия российского общества к судебной системе говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно.
На основании вышеизложенного можно судить о комплексе важнейших задач на современном этапе, решение которых должно привести к более эффективному функционированию механизма судебной зашиты прав и свобод человека и гражданина. - это и восстановление пробелов в законодательстве, регулирующем судебную систему, совершенствование организационных и процессуальных методов реализации судебной зашиты, укрепление гарантий законности института судебной защиты, а также повышение авторитета судебной власти в обществе.