Объяснение магии и колдовства

Хотя ведовство и колдовство часто объединяются понятием «магия», важно разграничивать эти феномены. Ведовство обычно определяется как магические вредоносные действия, способность к которым от рождения присуща индивиду, по крайней мере, отчасти. Ведьмами или ведунами люди рождаются. Или становятся из-за находящегося в них вредоносного вещества, контролем над которым они практически не обладают. Колдовство сходно по своим эффектам, но ему скорее обучаются, нежели наследуют его. Различение этих понятий в антропологии схоже с теми представлениями, которые имеются у народа занде (азандс), живущего в Судане и Демократической Республике Конго. Эти представления описал Эванс-Причард в книге Магия, колдовство и оракулы у азаиде (1937). Занде сверходержимы идеей ведовства/магии. Множество явлений они расценивают как имеющие сразу две причины: одна - физического свойства, другая подразумевает причастность колдовства или, чаще, магии/ведовства. Если человек гибнет от того, что на него падает крыша амбара, в котором хранилось зерно, то очевидная причина - повреждение фундамента здания, изъеденного термитами - это лишь объяснение одного уровня. Для занде такого объяснения недостаточно. Им важно найти объяснение того, почему именно в это время и именно на этого человека обрушился амбар. А это можно объяснить лишь чьей-то злой волей: ведьма сделала так, чтобы этот человек оказался именно там и именно в тот момент, где и когда рухнуло строение. Случай азанде - крайний случай, потому что они уж очень сильно привержены вере в магию и чрезвычайно склонны подозревать друг друга в ведовстве. Но этот пример дает нам яркое представление об объяснительном принципе, которым пользуются многие африканские народы и согласно которому магия есть обычная составляющая повседневной жизни. Метод исследования, примененный Эвансом-Причардом, а вслед за ним и другими антропологами, состою в том, чтобы проанализировать местные верования (в данном случае - верования занде) и попытаться связать их с другими культурными и социальными аспектами жизни людей, этими верованиями обладающих. Во многих обществах магия и колдовство практикуются по сей день, или, скорее, люди считают, что они практикуются (ведь немногие признаются в этом занятии). Так, с утверждениями информаторов о том, что магия и колдовство суть повседневные явления, антропологи сталкивались при изучении современных супермаркетов в ЮАР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: